Ремонт подвески Автомобили семейства ЗИЛ-133
РЕМОНТ ПОДВЕСКИ
Ремонт передней подвески
Разборка. Для снятия узлов и деталей передней подвески с автомобиля его надо установить на ровную площадку или смотровую канаву. Затем отвернуть гайки (см. рис. 8.1) крепления нижних и верхних проушин амортизатора, снять наружные шайбы, вынуть по одной резиновой втулке 9 и снять амортизатор. Снять с пальцев 8 вторые резиновые втулки и внутренние шайбы. При необходимости отвернуть гайки крепления пальцев амортизатора в подкладке 18 рессоры и в кронштейне амортизатора и вынуть пальцы из конусных гнезд, слегка постукивая по торцу деревянной выколоткой или молотком через проставку.
Отвернуть гайку стяжного болта 16 и вынуть его и распорную втулку 17 из проушины заднего кронштейна 12 рессоры. Для снятия пальца рессоры необходимо поднять переднюю часть автомобиля подъемным приспособлением и установить под раму подставку. Далее отвернуть гайки крепления стремянок 19 и снять их, вынуть подкладку 18 рессоры с штифтом, снять накладку 20 рессоры, вынуть из накладки фиксатор 21 и буфер 22 (если он имеется), выбить палец 2 и снять рессору с балки моста. Отвернуть болты крепления и снять дополнительный буфер 11 (если он имеется) с лонжерона рамы.
Для разборки рессоры надо отвернуть гайки крепления стремянок 6 и снять .накладку 24 и стремянку, отвернуть гайку болта 26 крепления ушка 4 и снять его. При необходимости выпрессовать из ушка с помощью оправки втулку 3.
Установить рессору в специальное приспособление, зажать ее с помощью рабочего винта с П-образной прижимной скобой на конце, отвернуть гайки хомутов и вынуть болты хомутов вместе с распорными втулками, а затем разъединить листы рессоры, ослабив винт приспособления.
При необходимости выпрессовать из кронштейна 12 сухарь 13, снять с пальца вкладыши 14 и вынуть палец 15. Эта операция производится в случае замены вкладышей или сухаря.
В тех случаях, когда необходимо снять рессору для замены ее или отдельных листов, рекомендуется снимать только рессору, оставляя ушко с пальцем в кронштейне. Это сохраняет взаимное положение приработавшихся деталей.
Сборка передней подвески. Собирают подвеску в обратной последовательности. При этом листы рессоры перед сборкой должны быть смазаны графитной смазкой. Собирать рессору целесообразно в приспособлении, рекомендованном для разборки рессоры. При сборке штампованные выдавки одного листа должны входить в углубления следующего листа. Набор листов рессоры надо сжать в приспособлении с помощью винта и скрепить хомутами. При сборке рессоры с ушком установить подкладку 7 (см. рис. 8.1). Ушко закрепить спереди болтом 26 с гайкой и пружинной шайбой, а сзади — стремянкой 6 с гайками через накладку 24. При этом накладка 24 выпуклой стороной должна быть обращена в сторону листов, а под гайки стремянки должны быть установлены по две пружинные шайбы. Момент затяжки гаек стремянки 6 — 7—10 кгс м.
При установке передних рессор на мост для сохранения продольного наклона шкворней необходимо затягивать сначала гайки передней (по ходу) автомобиля стремянки рессоры, затем задней.
Ремонт амортизаторов
Перед разборкой амортизатор должен быть очищен от грязи, промыт обезжиривающим раствором и обдут сжатым воздухом. Разборка и, особенно, сборка амортизатора должны производиться в условиях, обеспечивающих чистоту, требуемую для работы с гидравлическими агрегатами.
Промывать детали амортизатора рекомендуется в чистом керосине или уайт-спирите. В качестве обтирочных материалов должны применяться материалы, не оставляющие на протираемых деталях волокон или нитей, которые могут нарушить его работу.
Разборка амортизатора. Закрепить амортизатор за нижнюю проушину на стенде или в тисках, вытянуть вверх до отказа шток 16 (см. рис. 8.2), отвернуть специальным ключом гайку 23 резервуара и вынуть из рабочего цилиндра 15 шток в сборе с поршнем 9, кожухом резервуара и обоймой 19 сальников 25 и 29. Вынуть из резервуара 14 рабочий цилиндр в сборе с корпусом 38 клапана сжатия. Слить рабочую жидкость из рабочего цилиндра и резервуара в чистую посуду. Выпрессовать из рабочего цилиндра корпус 38 клапана сжатия в сборе при помощи деревянной оправки.
Для разборки клапана сжатия надо зажать корпус 38 в тисках через мягкие прокладки и вывернуть ключом стержень 7 из гайки 2 клапана. Разъединить сначала детали клапана сжатия, сняв для этого гайку 2, регулировочную шайбу 42, шайбу 41 гайки, пружину 3, тарелку 40 пружины, диск 4 клапана и дроссельный диск 39, а затем детали перепускного клапана, для чего вынуть стержень 7 из корпуса клапана сжатия, снять ограничительную тарелку 6, пружину 5 и тарелку 37 перепускного клапана.
Для разборки поршня 9 надо зажать в тисках проушину 20 с штоком и отвернуть гайку 8 клапана отдачи. Разъединить сначала детали клапана отдачи, сняв для этого гайку 8, регулировочную шайбу 36, пружину 35, тарелку 33, шайбу 34 гайки, диск 32 клапана и дроссельный диск 10, а затем детали перепускного клапана, для чего снять с штока поршень 9, тарелку 30 перепускного клапана, пружину И и ограничительную тарелку 12. При необходимости снять с поршня уплотнительное кольцо 31.
Затем разобрать узел уплотнения штока, для чего снять с штока направляющую 17 с предохранитель-
ным кольцом 18, сальник 29 резервуара, поджимную пружину 28, тарелку 21 поджимной пружины, многокромочную манжету 26 штока, обойму 19 сальников, сальник 25, разделительную шайбу 24, грязезащитную манжету 21, обойму 22 грязезащитной манжеты и гайку 23 резервуара. При необходимости вынуть из направляющей предохранительное кольцо 18.
Сборка амортизатора. Производится в последовательности, обратной разборке. При этом.для установки на шток многокромочной манжеты 26 (см. рис. 8.2) следует пользоваться специальной конической оправкой, навинчиваемой на резьбовой конец штока, а устанавливать манжету требуется так, чтобы сторона с меткой «НИЗ» была обращена в сторону поршня 9. В этом положении обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок манжеты.
При сборке клапана отдачи и клапана сжатия следует обращать внимание на установку дроссельных дисков. Они должны непосредственно прилегать к гнездам, выполненным на поверхности поршня 9 (корпуса 38 клапана сжатия). Дроссельные диски отличаются от других тем, что имеют выемки, расположенные по периферии.
Запрессовку корпуса 38 клапана сжатия в рабочий цилиндр следует производить с помощью оправки, установив рабочий цилиндр на ровное место слесарного верстака или плоскость параллельных тисков.
Перед установкой рабочего цилиндра 15 в резервуар рекомендуется закрепить резервуар за нижнюю проушину в тисках, после чего вставить в него рабочий цилиндр в сборе с корпусом 38 клапана сжатия и залить в рабочий цилиндр рабочую жидкость, указанную в карте смазки, строго соблюдая рекомендованное количество. Следует помнить, что объем жидкости, заливаемой в амортизатор, несколько больше объема рабочего цилиндра, поэтому после того, как полость рабочего цилиндра наполнится, оставшуюся в мерной посуде жидкость следует слить в полость резервуара.
После заливки в амортизатор рабочей жидкости надо вставить в рабочий цилиндр шток с поршнем, узлом уплотнения штока и защитным кожухом 13, установить направляющую 17 штока в рабочий цилиндр, вставить сальник 29 резервуара, опустить детали на штоке, завернуть гайку 23 резервуара специальным ключом и опустить шток с поршнем и защитным кожухом в нижнее положение.
Хранить заправленный амортизатор рекомендуется в вертикальном положении резервуаром вниз.
Ремонт задней подвески
Снятие балансирной тележки с автомобиля описано в гл 6.
Разборка задней подвески. Если подвеска снята с автомобиля и освобождена от ведущих мостов, то разбирать ее надо в следующем порядке. Отвернуть гайки стремянок 5 (см. рис. 8.3), вынуть их, снять накладку 4, ослабить гайки стяжных шпилек 10, снять рессору и накладку 23 ступицы. Разбирать рессоры рекомендуется в приспособлении, оборудованном струбциной для сжатия рессоры.
Для снятия ступицы 17 с цапфы необходимо отвернуть болты крепления --крышки 13, снять крышку 13 с прокладкой, слить из полости ступицы масло, ослабить стяжной болт 12, отвернуть разрезную гайку 15 и снять ступицу в сборе с втулками 24, манжетой 27 и опорным кольцом 30 уплотнительной манжеты 29. Снять манжету 29. Если разрезная гайка отвертывается с трудом, рекомендуется слегка разжать ее отверткой.
При необходимости замены втулок 24 выпрессовать старые втулки и манжету 27, предварительно сняв опорное кольцо 30. Вставленные в ступицу новые втулки (ремонтного размера) перед установкой на цапфу
должны быть обработаны под фактический размер цапфы, обеспечив посадку с зазором 0,12 -0,30 мм.
При необходимости может быть спрессовано упорное кольцо 25 и снято уплотнительное кольцо 26.
Выпрессовывать цапфу 16 из кронштейна 18, а также разъединять кронштейн 18 с кронштейном 21 и вынимать заглушки 31 и 14 из цапфы не рекомендуется без крайней необходимости.
Для снятия стяжки 32 необходимо расшплинтовать и отвернуть гайки 28. Стяжка может быть снята только при снятой с автомобиля балансирной подвеске или при одном снятом кронштейне 21 или 18.
Для снятия какой-либо реактивной штанги необходимо отвернуть гайку шарового пальца 33 и выпрессовать его из конического гнезда кронштейна. После этого снять с конического хвостовика шарового пальца уплотнительную манжету 34.
Для разборки головки реактивной штанги необходимо отвернуть болты крепления крышки 38, снять крышку, вынуть пружину, наружный вкладыш 36, шаровой палец и внутренний вкладыш 35.
При необходимости можно выпрессовать из головки реактивной штанги стопорный штифт и вывернуть пресс-масленку.
Также при необходимости могут быть расшплинтованы и сняты пальцы 3 опор рессор и буфера 8, закрепленные к лонжеронам с помощью болтов, гаек и пружинных шайб.
Сборка задней подвески. Собирают подвеску в последовательности, обратной снятию. При этом ступица 17, установленная на цапфу 16, должна быть отрегулирована. Регулировка осуществляется разрезной гайкой 15, которая должна быть завернута до отказа, а затем отпущена на 1/6 — V4 оборота. В таком положении гайка должна быть зафиксирована стяжным болтом 12 с самоконтрящейся гайкой. Момент затяжки 8 — 10 кгс м. После регулировки ступица должна повертываться на цапфе от усилия руки. После сборки заправить ступицу через отверстие, закрываемое пробкой 11, маслом в соответствии с картой смазки (см. гл. 17).
Момент затяжки гаек крепления стремянок 5 — 25 ÷ 30 кгс м. Дополнительно эти гайки затягивают на нагруженном автомобиле. Гайки стяжных шпилек 10 щек ступицы должны быть затянуты до устранения зазоров между накладками 9 щек и рессорой.
Момент затяжки гаек шаровых пальцев реактивных штанг, установленных в кронштейны, должен быть 35 — 40 кгс м. Момент затяжки гаек болтов кронштейнов 21 крепления балансирной подвески к раме — не менее 30 кгс м.
При установке торцевых манжет 29 и 34 под них должна быть заложена консистентная смазка согласно карте смазки.