Ремонт подвески Автомобили семейства ЗИЛ-133

РЕМОНТ ПОДВЕСКИ

Ремонт передней подвески

Разборка. Для снятия узлов и деталей передней подвески с автомо­биля его надо установить на ров­ную площадку или смотровую канаву. Затем отвернуть гайки (см. рис. 8.1) крепления нижних и верхних про­ушин амортизатора, снять наружные шайбы, вынуть по одной резиновой втулке 9 и снять амортизатор. Снять с пальцев 8 вторые резиновые втулки и внутренние шайбы. При необходи­мости отвернуть гайки крепления пальцев амортизатора в подкладке 18 рессоры и в кронштейне амортиза­тора и вынуть пальцы из конусных гнезд, слегка постукивая по торцу деревянной выколоткой или молот­ком через проставку.

Отвернуть гайку стяжного болта 16 и вынуть его и распорную втул­ку 17 из проушины заднего крон­штейна 12 рессоры. Для снятия паль­ца рессоры необходимо поднять пе­реднюю часть автомобиля подъем­ным приспособлением и установить под раму подставку. Далее отвернуть гайки крепления стремянок 19 и снять их, вынуть подкладку 18 рес­соры с штифтом, снять накладку 20 рессоры, вынуть из накладки фик­сатор 21 и буфер 22 (если он имеется), выбить палец 2 и снять рессору с балки моста. Отвернуть болты крепления и снять дополнительный буфер 11 (если он имеется) с лонжерона рамы.

Для разборки рессоры надо от­вернуть гайки крепления стремянок 6 и снять .накладку 24 и стремянку, от­вернуть гайку болта 26 крепления ушка 4 и снять его. При необходи­мости выпрессовать из ушка с по­мощью оправки втулку 3.

Установить рессору в специальное приспособление, зажать ее с помощью рабочего винта с П-образной прижим­ной скобой на конце, отвернуть гайки хомутов и вынуть болты хомутов вместе с распорными втулками, а затем разъединить листы рессоры, ослабив винт приспособления.

При необходимости выпрессовать из кронштейна 12 сухарь 13, снять с пальца вкладыши 14 и вынуть па­лец 15. Эта операция производится в случае замены вкладышей или сухаря.

В тех случаях, когда необходимо снять рессору для замены ее или отдельных листов, рекомендуется сни­мать только рессору, оставляя ушко с пальцем в кронштейне. Это сохра­няет взаимное положение приработав­шихся деталей.

Сборка передней подвески. Соби­рают подвеску в обратной последова­тельности. При этом листы рессоры перед сборкой должны быть смазаны графитной смазкой. Собирать рессору целесообразно в приспособлении, ре­комендованном для разборки рессоры. При сборке штампованные выдавки одного листа должны входить в уг­лубления следующего листа. Набор листов рессоры надо сжать в приспо­соблении с помощью винта и скрепить хомутами. При сборке рессоры с уш­ком установить подкладку 7 (см. рис. 8.1). Ушко закрепить спереди болтом 26 с гайкой и пружинной шай­бой, а сзади — стремянкой 6 с гай­ками через накладку 24. При этом на­кладка 24 выпуклой стороной долж­на быть обращена в сторону листов, а под гайки стремянки должны быть установлены по две пружинные шай­бы. Момент затяжки гаек стремянки 6 — 7—10 кгс м.

При установке передних рессор на мост для сохранения продольного наклона шкворней необходимо затя­гивать сначала гайки передней (по ходу) автомобиля стремянки рессо­ры, затем задней.

Ремонт амортизаторов

Перед разборкой амортизатор должен быть очищен от грязи, промыт обезжиривающим раствором и обдут сжатым воздухом. Разборка и, особенно, сборка амортизатора должны про­изводиться в условиях, обеспечиваю­щих чистоту, требуемую для работы с гидравлическими агрегатами.

Промывать детали амортизатора рекомендуется в чистом керосине или уайт-спирите. В качестве обтирочных материалов должны применяться ма­териалы, не оставляющие на проти­раемых деталях волокон или нитей, которые могут нарушить его работу.

Разборка амортизатора. Закрепить амортизатор за нижнюю проушину на стенде или в тисках, вытянуть вверх до отказа шток 16 (см. рис. 8.2), от­вернуть специальным ключом гайку 23 резервуара и вынуть из рабочего цилиндра 15 шток в сборе с поршнем 9, кожухом резервуара и обоймой 19 сальников 25 и 29. Вынуть из резервуара 14 рабочий цилиндр в сборе с корпусом 38 клапана сжатия. Слить рабочую жидкость из рабочего цилиндра и резервуара в чистую посу­ду. Выпрессовать из рабочего цилинд­ра корпус 38 клапана сжатия в сборе при помощи деревянной оправки.

Для разборки клапана сжатия надо зажать корпус 38 в тисках через мяг­кие прокладки и вывернуть ключом стержень 7 из гайки 2 клапана. Разъ­единить сначала детали клапана сжа­тия, сняв для этого гайку 2, регулиро­вочную шайбу 42, шайбу 41 гайки, пружину 3, тарелку 40 пружины, диск 4 клапана и дроссельный диск 39, а затем детали перепускного кла­пана, для чего вынуть стержень 7 из корпуса клапана сжатия, снять огра­ничительную тарелку 6, пружину 5 и тарелку 37 перепускного клапана.

Для разборки поршня 9 надо за­жать в тисках проушину 20 с што­ком и отвернуть гайку 8 клапана отдачи. Разъединить сначала детали клапана отдачи, сняв для этого гай­ку 8, регулировочную шайбу 36, пружину 35, тарелку 33, шайбу 34 гай­ки, диск 32 клапана и дроссельный диск 10, а затем детали перепускного клапана, для чего снять с штока пор­шень 9, тарелку 30 перепускного кла­пана, пружину И и ограничительную тарелку 12. При необходимости снять с поршня уплотнительное кольцо 31.

Затем разобрать узел уплотнения штока, для чего снять с штока на­правляющую 17 с предохранитель-

ным кольцом 18, сальник 29 резервуа­ра, поджимную пружину 28, тарелку 21 поджимной пружины, многокро­мочную манжету 26 штока, обойму 19 сальников, сальник 25, раздели­тельную шайбу 24, грязезащитную манжету 21, обойму 22 грязезащит­ной манжеты и гайку 23 резервуара. При необходимости вынуть из на­правляющей предохранительное коль­цо 18.

Сборка амортизатора. Произ­водится в последовательности, об­ратной разборке. При этом.для уста­новки на шток многокромочной ман­жеты 26 (см. рис. 8.2) следует поль­зоваться специальной конической оправкой, навинчиваемой на резьбо­вой конец штока, а устанавливать манжету требуется так, чтобы сто­рона с меткой «НИЗ» была обращена в сторону поршня 9. В этом положе­нии обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок ман­жеты.

При сборке клапана отдачи и клапана сжатия следует обращать внимание на установку дроссельных дисков. Они должны непосредственно прилегать к гнездам, выполненным на поверхности поршня 9 (корпуса 38 клапана сжатия). Дроссельные диски отличаются от других тем, что имеют выемки, расположенные по пе­риферии.

Запрессовку корпуса 38 клапана сжатия в рабочий цилиндр следует производить с помощью оправки, уста­новив рабочий цилиндр на ровное место слесарного верстака или плос­кость параллельных тисков.

Перед установкой рабочего цилинд­ра 15 в резервуар рекомендуется за­крепить резервуар за нижнюю проу­шину в тисках, после чего вставить в него рабочий цилиндр в сборе с корпусом 38 клапана сжатия и залить в рабочий цилиндр рабочую жидкость, указанную в карте смазки, строго со­блюдая рекомендованное количество. Следует помнить, что объем жидкости, заливаемой в амортизатор, несколько больше объема рабочего цилиндра, по­этому после того, как полость рабо­чего цилиндра наполнится, остав­шуюся в мерной посуде жидкость сле­дует слить в полость резервуара.

После заливки в амортизатор ра­бочей жидкости надо вставить в ра­бочий цилиндр шток с поршнем, уз­лом уплотнения штока и защитным кожухом 13, установить направляю­щую 17 штока в рабочий цилиндр, вставить сальник 29 резервуара, опус­тить детали на штоке, завернуть гайку 23 резервуара специальным ключом и опустить шток с поршнем и защитным кожухом в нижнее поло­жение.

Хранить заправленный аморти­затор рекомендуется в вертикальном положении резервуаром вниз.

Ремонт задней подвески

Снятие балансирной тележки с автомобиля описано в гл 6.

Разборка задней подвески. Если подвеска снята с автомобиля и ос­вобождена от ведущих мостов, то разбирать ее надо в следующем по­рядке. Отвернуть гайки стремянок 5 (см. рис. 8.3), вынуть их, снять на­кладку 4, ослабить гайки стяжных шпилек 10, снять рессору и наклад­ку 23 ступицы. Разбирать рессоры рекомендуется в приспособлении, оборудованном струбциной для сжа­тия рессоры.

Для снятия ступицы 17 с цапфы необходимо отвернуть болты крепле­ния --крышки 13, снять крышку 13 с прокладкой, слить из полости сту­пицы масло, ослабить стяжной болт 12, отвернуть разрезную гайку 15 и снять ступицу в сборе с втулками 24, манжетой 27 и опорным кольцом 30 уплотнительной манжеты 29. Снять манжету 29. Если разрезная гайка от­вертывается с трудом, рекомендуется слегка разжать ее отверткой.

При необходимости замены вту­лок 24 выпрессовать старые втулки и манжету 27, предварительно сняв опорное кольцо 30. Вставленные в ступицу новые втулки (ремонтного размера) перед установкой на цапфу

должны быть обработаны под факти­ческий размер цапфы, обеспечив по­садку с зазором 0,12 -0,30 мм.

При необходимости может быть спрессовано упорное кольцо 25 и снято уплотнительное кольцо 26.

Выпрессовывать цапфу 16 из крон­штейна 18, а также разъединять кронштейн 18 с кронштейном 21 и вынимать заглушки 31 и 14 из цапфы не рекомендуется без крайней не­обходимости.

Для снятия стяжки 32 необходимо расшплинтовать и отвернуть гайки 28. Стяжка может быть снята только при снятой с автомобиля балансирной подвеске или при одном снятом крон­штейне 21 или 18.

Для снятия какой-либо реактив­ной штанги необходимо отвернуть гайку шарового пальца 33 и выпрессо­вать его из конического гнезда кронштейна. После этого снять с кони­ческого хвостовика шарового пальца уплотнительную манжету 34.

Для разборки головки реактивной штанги необходимо отвернуть болты крепления крышки 38, снять крыш­ку, вынуть пружину, наружный вкладыш 36, шаровой палец и внутренний вкладыш 35.

При необходимости можно вы­прессовать из головки реактивной штанги стопорный штифт и вывернуть пресс-масленку.

Также при необходимости могут быть расшплинтованы и сняты пальцы 3 опор рессор и буфера 8, закреплен­ные к лонжеронам с помощью болтов, гаек и пружинных шайб.

Сборка задней подвески. Собира­ют подвеску в последовательности, обратной снятию. При этом ступица 17, установленная на цапфу 16, долж­на быть отрегулирована. Регулировка осуществляется разрезной гайкой 15, которая должна быть завернута до отказа, а затем отпущена на 1/6 — V4 оборота. В таком положении гай­ка должна быть зафиксирована стяж­ным болтом 12 с самоконтрящейся гайкой. Момент затяжки 8 — 10 кгс м. После регулировки ступица должна повертываться на цапфе от усилия руки. После сборки заправить ступицу через отверстие, закрывае­мое пробкой 11, маслом в соответст­вии с картой смазки (см. гл. 17).

Момент затяжки гаек крепления стремянок 5 — 25 ÷ 30 кгс м. До­полнительно эти гайки затягивают на нагруженном автомобиле. Гайки стяжных шпилек 10 щек ступицы должны быть затянуты до устранения зазоров между накладками 9 щек и рессорой.

Момент затяжки гаек шаровых пальцев реактивных штанг, установ­ленных в кронштейны, должен быть 35 — 40 кгс м. Момент затяжки га­ек болтов кронштейнов 21 крепления балансирной подвески к раме — не менее 30 кгс м.

При установке торцевых манжет 29 и 34 под них должна быть заложена консистентная смазка согласно карте смазки.