Техническое обслуживание шин и колес ЗИЛ-133

При ТО-1 необходимо проверять затяжку гаек крепления колес и внутреннее давление воздуха в ши­нах. Гайки крепления колес следует затягивать моментом 40 кгс м крест-накрест, чтобы обеспечить равномер­ное прилегание диска колеса к опор­ной поверхности ступицы. Проверяя внутреннее давление воздуха в ши­нах, необходимо обращать внимание на исправность и герметичность вен­тилей камер и наличие на них колпачков.

Периодически следует очищать диски колес от скапливающейся на них грязи, особенно при эксплуата­ции автомобиля но грязным или грун­товым дорогам. Налипшая грязь может нарушать балансировку колес и вы­зывать их вибрацию при движении. Это особенно бывает заметно на передних управляемых колесах.

После проведения с шипами де­монтажно-монтажных работ, а так­же в случае обнаружения вибрации колес при движении автомобиля, необходимо проверить и при необходи­мости восстановить балансировку ко­лес. Перед разборкой и проведением балансировки колеса должны быть очищены от грязи, тщательно вымыты, обдуты сжатым воздухом и просу­шены.

Следует ежедневно проверять со­стояние колес, покрышек, камер, бортовых и замочных колец, свое­временно устранять обнаруженные неисправности или направлять де­фектные детали в ремонт.

Снятие для ремонта или замены покрышки, камеры или любой дру­гой детали колеса и последующая установка их связаны с разборкой и сборкой колеса. Разборку колеса ре­комендуется производить в следующем порядке.

Свернуть с вентиля колпачок, вы­вернуть золотник и полностью вы­пустить воздух из камеры. Не до­пускается приступать к демонтажу шины с обода колеса при наличии в камере сжатого воздуха, так как при этом замочное и бортовое кольцо могут соскочить с обода колеса и нанести травмы окружающим. После прекращения выхода воздуха из ка­меры необходимо несколько раз уда­рить по покрышке. Этим обеспечивает­ся очистка канала вентиля в случае его засорения и тем самым устраня­ется возможность сохранения давле­ния воздуха в камере.

 Операции, выполняемые при разборке колеса ЗИЛ-133

Рис. 9.5. Операции, выполняемые при разборке колеса.

Положить шину с ободом замоч­ным кольцом вверх. С помощью двух монтажных лопаток освободить борт покрышки от бортового кольца 4 (см. рис. 9.1). Для этого надо монтаж­ную лопатку с плоским концом вставить между бортовым кольцом и покрышкой и слегка отжать борт покрышки (рис. 9.5,с). Затем в обра­зовавшийся зазор между бортовьм кольцом и плоским концом монтаж­ной лопатки вставить монтажную ло­патку с кривым захватом (рис. 9.5,6). Опираясь кривым захватом одной монтажной лопатки на плоский конец другой (рис. 9.6,в) и последователь­но передвигая монтажные лопатки по окружности, выполняя поочеред­но описанные действия, снять борт покрышки с конической полки за­мочного кольца.

Надавить ногами на съемное бор­товое кольцо и освободить замочное кольцо. Вставить монтажную лопат­ку плоским концом в прорезь за­мочного кольца и отжать его из за­мочной канавки обода (рис. 9.5,г), а монтажной лопаткой с кривым за­хватом приподнять замочное кольцо, опираясь в это время на бортовое кольцо (рис. 9.5,6). Удерживая за­мочное кольцо в приподнятом поло­жении, завести плоский конец пря­мой монтажной лопатки под нижний торец замочного кольца (рис. 9.5, е) и, поддерживая замочное кольцо ру­кой, плоским концом прямой мон­тажной лопатки постепенно выжать его из замочной канавки обода (рис. 9.5, ж) и снять. Снять бортовое кольцо.

Перевернуть колесо так, чтобы не­съемная закраина его была обращена вверх. С помощью двух монтажных лопаток сдвинуть борт покрышки от закраины обода колеса (рис. 9.6, з) и снять борт покрышки с конической полки обода, повторяя приемы, при­меняемые для снятия борта покрышки с конической полки замоч­ного кольца (см. рис. 9.5,а, б и в).

Надавить ногами на покрышку и вынуть обод из шины до упора вен­тильного паза в вентиль камеры. Утопить вентиль камеры в полость покрышки и совсем вынуть обод из шины. Демонтировав шину с колеса, вынуть из покрышки ободную ленту и камеру.

Сборку колеса рекомендуется про­изводить на чистом полу, настиле или куске брезента в следующем порядке.

Положить колесо так, чтобы ка­навка под замочное кольцо была обра­щена вверх.

Подкачать слегка камеру, при­пудрить камеру и внутреннюю по­верхность покрышки тальком, удалив при этом излишки талька, вложить камеру в покрышку, обеспечив рав­номерное расположение ее внутри покрышки и отсутствие на ней скла­док. Вложить в покрышку ободную ленту, пропустив в отверстие ленты вентиль камеры и обеспечив равно­мерное расположение ленты относи­тельно камеры.

Положить шину на обод с неко­торым наклоном, необходимым для того, чтобы было можно вставить вен­тиль камеры в вертикальный паз обо­да, и вставить вентиль. Приподнять шину со стороны вентиля и надеть ее противоположной стороной на обод. Вентиль при этом должен быть ровно и без перекосов расположен в вентильном пазе обода. В случае, если вентиль установился с перекосом, его следует выправить, передвинув шину относительно обода. Если таким спо­собом исправить положение вентиля не удается, шину необходимо пере­монтировать. Если вентиль расположен правильно, шину следует равно­мерно надеть на колесо, а затем под обод подложить подручные деревян­ные бруски для того, чтобы углубить его, и переместить шину до упора в закраину обода. Шина должна наде­ваться на обод свободно, без ударов и усилий. Надевая на обод шину, необходимо следить за тем, чтобы ободная лента не переместилась отно­сительно бортов покрышки.

Схема перестановки колес ЗИЛ-133

Рис. 9.6. Схема перестановки колес.

Надеть на обод съемное бортовое кольцо и надавить на него ногами, освободив замочную канавку обода. Вставить замочное кольцо стороной, противоположной разрезу, в замоч­ную канавку обода и вдавить замоч­ное кольцо до полной посадки его в замочную канавку, помогая при необходимости монтажными лопат­ками.

Поставить собранное с шиной ко­лесо замочным кольцом к стене или положить его на пол замочным коль­цом вниз и накачать до 0,6 кгс/см2, что должно обеспечить посадку бор­тов покрышки на полку замочного кольца и полку обода.

Убедиться, что покрышка по всей окружности зашла на полку за­мочного кольца и полку обода и, со­блюдая указанные выше меры предосторожности или используя при­способление (клетку), ограждающее колесо при накачивании шины, на­качать шину, установить в вентиль золотник, довести давление в шине до нормы и навернуть на вентиль кол­пачок.

Для обеспечения равномерного распределения износа по комплекту шин, установленных на автомобиле, необходимо в процессе эксплуатации переставлять колеса по схеме, при­веденной на рис. 9.6.