Техническое обслуживание шин и колес ЗИЛ-133
При ТО-1 необходимо проверять затяжку гаек крепления колес и внутреннее давление воздуха в шинах. Гайки крепления колес следует затягивать моментом 40 кгс м крест-накрест, чтобы обеспечить равномерное прилегание диска колеса к опорной поверхности ступицы. Проверяя внутреннее давление воздуха в шинах, необходимо обращать внимание на исправность и герметичность вентилей камер и наличие на них колпачков.
Периодически следует очищать диски колес от скапливающейся на них грязи, особенно при эксплуатации автомобиля но грязным или грунтовым дорогам. Налипшая грязь может нарушать балансировку колес и вызывать их вибрацию при движении. Это особенно бывает заметно на передних управляемых колесах.
После проведения с шипами демонтажно-монтажных работ, а также в случае обнаружения вибрации колес при движении автомобиля, необходимо проверить и при необходимости восстановить балансировку колес. Перед разборкой и проведением балансировки колеса должны быть очищены от грязи, тщательно вымыты, обдуты сжатым воздухом и просушены.
Следует ежедневно проверять состояние колес, покрышек, камер, бортовых и замочных колец, своевременно устранять обнаруженные неисправности или направлять дефектные детали в ремонт.
Снятие для ремонта или замены покрышки, камеры или любой другой детали колеса и последующая установка их связаны с разборкой и сборкой колеса. Разборку колеса рекомендуется производить в следующем порядке.
Свернуть с вентиля колпачок, вывернуть золотник и полностью выпустить воздух из камеры. Не допускается приступать к демонтажу шины с обода колеса при наличии в камере сжатого воздуха, так как при этом замочное и бортовое кольцо могут соскочить с обода колеса и нанести травмы окружающим. После прекращения выхода воздуха из камеры необходимо несколько раз ударить по покрышке. Этим обеспечивается очистка канала вентиля в случае его засорения и тем самым устраняется возможность сохранения давления воздуха в камере.
Рис. 9.5. Операции, выполняемые при разборке колеса.
Положить шину с ободом замочным кольцом вверх. С помощью двух монтажных лопаток освободить борт покрышки от бортового кольца 4 (см. рис. 9.1). Для этого надо монтажную лопатку с плоским концом вставить между бортовым кольцом и покрышкой и слегка отжать борт покрышки (рис. 9.5,с). Затем в образовавшийся зазор между бортовьм кольцом и плоским концом монтажной лопатки вставить монтажную лопатку с кривым захватом (рис. 9.5,6). Опираясь кривым захватом одной монтажной лопатки на плоский конец другой (рис. 9.6,в) и последовательно передвигая монтажные лопатки по окружности, выполняя поочередно описанные действия, снять борт покрышки с конической полки замочного кольца.
Надавить ногами на съемное бортовое кольцо и освободить замочное кольцо. Вставить монтажную лопатку плоским концом в прорезь замочного кольца и отжать его из замочной канавки обода (рис. 9.5,г), а монтажной лопаткой с кривым захватом приподнять замочное кольцо, опираясь в это время на бортовое кольцо (рис. 9.5,6). Удерживая замочное кольцо в приподнятом положении, завести плоский конец прямой монтажной лопатки под нижний торец замочного кольца (рис. 9.5, е) и, поддерживая замочное кольцо рукой, плоским концом прямой монтажной лопатки постепенно выжать его из замочной канавки обода (рис. 9.5, ж) и снять. Снять бортовое кольцо.
Перевернуть колесо так, чтобы несъемная закраина его была обращена вверх. С помощью двух монтажных лопаток сдвинуть борт покрышки от закраины обода колеса (рис. 9.6, з) и снять борт покрышки с конической полки обода, повторяя приемы, применяемые для снятия борта покрышки с конической полки замочного кольца (см. рис. 9.5,а, б и в).
Надавить ногами на покрышку и вынуть обод из шины до упора вентильного паза в вентиль камеры. Утопить вентиль камеры в полость покрышки и совсем вынуть обод из шины. Демонтировав шину с колеса, вынуть из покрышки ободную ленту и камеру.
Сборку колеса рекомендуется производить на чистом полу, настиле или куске брезента в следующем порядке.
Положить колесо так, чтобы канавка под замочное кольцо была обращена вверх.
Подкачать слегка камеру, припудрить камеру и внутреннюю поверхность покрышки тальком, удалив при этом излишки талька, вложить камеру в покрышку, обеспечив равномерное расположение ее внутри покрышки и отсутствие на ней складок. Вложить в покрышку ободную ленту, пропустив в отверстие ленты вентиль камеры и обеспечив равномерное расположение ленты относительно камеры.
Положить шину на обод с некоторым наклоном, необходимым для того, чтобы было можно вставить вентиль камеры в вертикальный паз обода, и вставить вентиль. Приподнять шину со стороны вентиля и надеть ее противоположной стороной на обод. Вентиль при этом должен быть ровно и без перекосов расположен в вентильном пазе обода. В случае, если вентиль установился с перекосом, его следует выправить, передвинув шину относительно обода. Если таким способом исправить положение вентиля не удается, шину необходимо перемонтировать. Если вентиль расположен правильно, шину следует равномерно надеть на колесо, а затем под обод подложить подручные деревянные бруски для того, чтобы углубить его, и переместить шину до упора в закраину обода. Шина должна надеваться на обод свободно, без ударов и усилий. Надевая на обод шину, необходимо следить за тем, чтобы ободная лента не переместилась относительно бортов покрышки.
Рис. 9.6. Схема перестановки колес.
Надеть на обод съемное бортовое кольцо и надавить на него ногами, освободив замочную канавку обода. Вставить замочное кольцо стороной, противоположной разрезу, в замочную канавку обода и вдавить замочное кольцо до полной посадки его в замочную канавку, помогая при необходимости монтажными лопатками.
Поставить собранное с шиной колесо замочным кольцом к стене или положить его на пол замочным кольцом вниз и накачать до 0,6 кгс/см2, что должно обеспечить посадку бортов покрышки на полку замочного кольца и полку обода.
Убедиться, что покрышка по всей окружности зашла на полку замочного кольца и полку обода и, соблюдая указанные выше меры предосторожности или используя приспособление (клетку), ограждающее колесо при накачивании шины, накачать шину, установить в вентиль золотник, довести давление в шине до нормы и навернуть на вентиль колпачок.
Для обеспечения равномерного распределения износа по комплекту шин, установленных на автомобиле, необходимо в процессе эксплуатации переставлять колеса по схеме, приведенной на рис. 9.6.