Глава 18.1. Электрофакельный подогреватель ЗИЛ-133

Электрофакельный подогреватель об­легчает пуск холодного двигателя в зим­ний период эксплуатации путем подогре­ва воздуха, всасываемого в цилиндры. Воздух подогревается от факела пламени, образующегося на свечах, установленных во впускных трубопроводах при сгорании дизельного топлива в период пуска и после пуска в режиме сопровождения. Повыше­ние температуры всасывающего воздуха дает возможность повысить температуру конца сжатия в цилиндрах двигателя и этим облегчить условия самовоспламенения топлива.

Факельная штифтовая свеч ЗИЛ-133

Рис. 18.1. Факельная штифтовая свеча:
1 - защитная гильза; 2 - сетка; 3, 7, 8 - гайки; 4 - испаритель; 5 - фильтр; 6 - жиклер; 9 - шайба изоляционная; 10 - втулка изоляционная; 11 - нагреватель; 12 - корпус свечи.

Электромагнитный топливный клапан ЗИЛ-133

Рис. 18.2. Электромагнитный топливный клапан.
1 - основание; 2 - гильза; 3 - якорь; 4 - катушка; 5 - сердечник; 6 - штекер.

Электрофакельный подогреватель обес­печивает пуск двигателя при температуре окружающего воздуха до —25 °С. При этом при температурах ниже —12 °С си­стема смазки должна быть заправлена за­гущенным маслом М6з/10В.

Электрофакельный подогреватель вклю­чает в себя две факельные штифтовые све­чи, электромагнитный топливный клапан, добавочный резистор с термореле и ком­мутационную аппаратуру, обеспечивающую работу подогревателя.

Факельные штифтовые свечи служат для получения факела во впускном трубо­проводе. Нагревательный элемент 11 (рис. 18.1) представляет собой металличе­ский стакан, внутри которого установлена спираль в специальном наполнителе-переклазе, обладающем хорошей теплопровод­ностью и обеспечивающем электрическую изоляцию спирали.

Топливо, подаваемое к свече, очищает­ся от посторонних примесей фильтром 5. Количество подаваемого топлива дозиру­ется жиклером 6. Это топливо испаряется в испарительной трубке 4 вокруг нагрева­теля 11, смешивается в нижней части с вса­сываемым воздухом, проходящим через за­щитную гильзу 1 и воспламеняется у нагре­вательного элемента, имеющего температу­ру около 1000 °С.

Наличие объемной сетки 2 позволяет в небольшом объеме получить большую по­верхность испарения и сгорания топлива. Защитная гильза 1 с двумя рядами отвер­стий предотвращает срыв и затухание во впускных трубопроводах в режиме сопро­вождения после пуска.

Техническая характеристика свечи фа­кельной 13.3740: номинальное напряжение 9,5 В; потребляемый ток (22 ± 1,0) А; про­пускная способность жиклера свечи по воздуху (0,33 ± 0,1) л/мин, а по топливу (0,008 ± 0,0005) л/мин.

Электромагнитный топливный клапан 13.3741. Предназначен для подачи топли­ва к факельным свечам (рис. 18.2). Тех­ническая характеристика клапана:

Номинальное напряжение, В 12
Напряжение срабатывания клапана, В, не более 6
Ток при напряжении срабатывания, А 1,6-2,2
Потребляемая мощность Вт, не более 48
Пропускная способность клапана по топливу, л/мин, не менее 0,0584

Добавочный резистор с термореле ЗИЛ-133

Рис. 18.3. Добавочный резистор с термореле:
1, 5 - клеммы; 2 - защитный кожух; 3 - спираль; 4 - биметаллическая пластина с подвижным контактом; 6 - штекер; 7 - изолятор; 8 - контакт неподвижный.

Поступление топлива к свечам обеспе­чивается при подаче напряжения на обмот­ку 4. При этом под воздействием электро­магнитной силы открывается запорное уст­ройство и топливо подается к свечам. При снятии напряжения подача топлива пре­кращается, так как якорь 3 под воздейст­вием пружины возвращается в первона­чальное положение.

Добавочный резистор с термореле 14.3741. Предназначен для управления работой электрофакельного подогревате­ля (рис. 18.3). Техническая характеристи­ка:

Номинальное напряжение, В 12
Номинальное напряжение, А 44
Падение напряжения при номинальном токе, В 2±0,25
Время до замыкания контактов при температуре (20±5) оС, с 50-65
Время до размыкания контактов при отключении тока, с 45
Время до замыкания контактов при температуре -30оС, с 70-110
Время до размыкания контактов при отключении тока, с, не менее 20

Резистор добавочный с термореле пред­ставляет собой открытую спираль 3, за­крытую защитным кожухом 2. Биметалли­ческая пластина 4 имеет подвижный кон­такт, который при нагреве пластины за­мыкается с неподвижным контактом 8.

Принцип работы электрофакельного по­догревателя. При нажатии на кнопку вы­ключателя 2 (рис. 18.4) напряжение пода­ется на спираль штифтовых свечей 6 че­рез добавочный резистор 3 с термореле. Как только контакты термореле замкнут­ся, включается электромагнитный топлив­ный клапан б. Одновременно загорается лампа 4 в блоке контрольных ламп, сигна­лизируя о готовности системы к пуску двигателя.

Электрическая схема электрофакельного подогревателя ЗИЛ-133

Рис. 18.4. Электрическая схема электрофакельного подогревателя:
1 - выключатель приборов; 2 - кнопочный выключатель; 3 - добавочный резистор с термореле; 4 - контрольная лампа; 5 - электромагнитный клапан; 6 - свечи факельные; К1 - реле электрофакельного подогревателя; К2 - реле защиты факельных свечей; РН - регулятор напряжения.

При включении стартера выключате­лем 1 (при этом выключатель 2 остается включенным) топливоподкачивающий на­сос подает топливо через открытый электро­магнитный клапан к раскаленным свечам, где топливо испаряется и воспламеняется. Одновременно срабатывает реле К1 элек­трофакельного подогревателя и на спира­ли свечей подается полное напряжение ак­кумуляторных батарей в обход добавоч­ного резистора. Дополнительное реле К2 отключает обмотку возбуждения генера­тора на все время пуска двигателя с помо­щью электрофакельного подогревателя, за­щищая спирали свечей от перегрева.

Образовавшийся во впускных трубопро­водах факел пламени подогревает посту­пающий в коллекторы двигателя воздух, что способствует быстрому пуску двига­теля.

После пуска двигателя и возвращения ключа выключателя 1 в положение «I» водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубопроводах для обеспечения выхода двигателя на режим устойчивой работы (не более 1 мин), удерживая вклю­ченной кнопку выключателя 2.

Возможные неисправности электрофакельного подогревателя и способы их уст­ранения приведены в табл. 18.1.

Таблица 18.1

Причина неисправности Способ устранения
Контрольная лампа не загорается или загорается через большой промежуток времени.
Неисправность электрической цепи Найти повреждение в цепи и устранить
Сильно разряжены аккумуляторные батареи Зарядить батареи
Перегорание спирали добавочного резистора Заменить добавочный резистор
Перегорание спирали одной или обеих свечей Заменить свечи в сборе
Перегорание контрольной лампы Заменить лампу
Двигатель плохо запускается
Сильно разряжена аккумуляторные батареи Зарядить батареи.
Нет факела в одном или в обоих впускных трубопроводах при исправных свечах вследствие отсутствия подачи топлива на свечи. Проверить систему подачи топлива от топливоподкачивающего насоса до свечей.
Нет факела в одном или в обоих впускных трубопроводах при исправных свечах вследствие преждевременного загорания контрольной лампы (свечи не успевают накаливаться) Перед включением стартера держать кнопку выключателя электрофакельного подогревателя не менее 60 с. Если факел не загорается, то следует проверить термореле. Неисправное термореле заменить.

Техническое обслуживание электрофакельного подогревателя. Заклю­чается в периодической проверке гер­метичности системы подачи топлива и надежности контактов в электричес­кой цепи подогревателя, а также в поддержании чистоты отдельных уз­лов подогревателя.

Через каждые 40 ООО км пробега ав­томобиля необходимо очистить метал­локерамический фильтр штифтовой свечи и промыть жиклер. Жиклер промыть в чистом бензине, после чего продуть его сжатым воздухом.

Для очистки фильтра чистый бен­зин или очищенное дизельное топли­во пропускают через фильтр в проти­воположном направлении рабочего потока жидкости. Очистку необходимо проводить при перепаде давления на фильтре 0,5—1,0 кгс/см2. После очист­ки рекомендуется продуть фильтр сжатым воздухом.

Проверку пропускной способности свечи проводят на стенде.