Раздел 1. Мосты в будущее КрАЗ
Дорогие друзья!
Выход в свет этой книги, приуроченной к 60-летию Кременчугского автомобильного завода, на мой взгляд, очень важное событие.
Для истории 60 лет - небольшой отрезок. Для «КрАЗа» - это долгий и трудный путь к автозаводу мирового уровня. Это колоссальный труд нескольких поколений автозаводцев. Так случилось, что один из крупнейших в мире автомобильных заводов по выпуску тяжелых грузовиков не выдержал ударов экономического кризиса и к концу 90-х годов практически прекратил свою работу.
Я горд, что огромные трудности на пути возрождения «КрАЗа» не стали препятствием для тех, кто был верен заводу, и кто делал все, чтобы вдохнуть жизнь в поверженный гигант. Мало кто верил в успех. Несколько тяжелейших лет борьбы за завод, за возрождение национальной автомобильной промышленности, которую вели акционеры, руководство предприятия и весь трудовой коллектив, сделали невозможное. Для тех, кто совершил это, кто продолжает упорно работать над дальнейшим развитием предприятия, 60-летие - особая дата, точка отсчета новой истории «КрАЗа».
Книга об историческом пути Кременчугского автозавода является мостом между высокими достижениями прошлого и сегодняшним созиданием, опорой, которая даст автозаводцам еще больше уверенности в будущем. В этой книге техника, люди, редкие документы и живое слово слиты в увлекательное повествование. Издание прекрасно иллюстрировано и примечательно еще и тем, что в нем впервые увидели свет многие архивные документы, ранее закрытые для общественности, фотографии, с которых снят гриф секретности, рассказы участников малоизвестных событий. Я желаю автозаводцам, всем читателям книги здоровья, стабильности и уверенности!
Успехов и процветания Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ»!
С уважением, народный депутат Украины
Константин ЖЕВАГО.
Уважаемый читатель!
Вы смотрите в руках книгу, в которой собраны уникальные материалы, рассказывающие об историческом пути развития одного из крупнейших машиностроительных предприятий Украины - Кременчугского автомобильного завода.
Предприятие, трижды за 60-летний период своего существования менявшее характер производства, сумело стать лидером мирового автомобилестроения. «КрАЗ» - один из немногих в стране заводов, достигший уровня мировых высот. Уникальность этой книги не только в редких фотографиях и впервые опубликованных исторических документах, но и в том, что история «КрАЗа» представлена через призму развития конструкции тяжелого отечественного грузового автомобиля - одного из лучших в своем классе.
Развитие модельного ряда автомобилей КрАЗ, которое предстанет перед вами в динамике своего технического совершенствования, не состоялось бы без людей, создавших конструкцию и воплотивших её в металле. Несколько поколений автомобилестроителей своим трудом, знаниями, опытом выковали это рокочущее по дорогам мира имя - КрАЗ. В Латинской Америке его знают как «N06616» - «Великий», в юго-восточной Азии он ассоциируется с медведем, потому что автомобиль действительно великолепен в своем могуществе.
Взлет предприятия к концу 80-х годов XX столетия, когда с конвейера сходило более 30 тыс. автомобилей КрАЗ, и падение в 90-х, когда оно «лежало в руинах», - хороший контрастный фон для понимания того, что сегодня происходит на «АвтоКрАЗе».
Усилиями акционеров, руководства, трудового коллектива завод не только поднялся с колен, но и успешно наверстывает упущенное, сжимая время, создавая новые модели, проводя глубокую модернизацию. Идет жесткая борьба за рынки сбыта, утраченная ранее инфраструктура продаж восстанавливается на новом качественном уровне.
Эта книга несет в себе огромный заряд энергии, поскольку мощь кременчугских автомобилей, величие профессионалов, их создающих, слиты на страницах в одно целое - жизнеутверждающее начало.
С уважением Сергей САЗОНОВ, генеральный директор Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ».
Книга рассказывает об истории развития крупнейшего машиностроительного предприятия Украины - Кременчугского автомобильного завода.
Авторы: Л.Д. Гоголев, В.К. Левский, С.В. Сазонов.
Под общей редакцией С.В. Сазонова, генерального директора ХК «АвтоКрАЗ».
Ответственный секретарь: Д.В. Стеганцева.
Дизайн и верстка: Н.В. Войтюк.
Подготовка электронной версии: М.С. Сазонов.
Фото: С. Вязовской, Н. Шоломицкой, С. Немыкина, из архива Кременчугского автомобильного завода, личных архивов Н. Байло, О. Биденко, Л. Гоголева, М. Гордиенко, В. Коршуна, К. Левского, Е. Малышевой, В. Наумова, Ю. Облога, С. Остапенко, С. Пискуна, О. Пономарева, С. Сазонова, А. Троицкой, Г. Шпорта, П. Яняка
Так уж сложилось, что Кременчугский автозавод начинался с производства мостов.
Причем не агрегатов грузовиков под таким названием, а мостов самых что ни на есть обычных, соединяющих берега рек.
Только-только окончилась Великая Отечественная война, страна лежала в руинах. Мосты довоенной постройки в большинстве своем были разрушены. А возведенные на их месте фронтовыми саперами временные переправы нуждались в замене добротными и надежными конструкциями промышленного изготовления.
Планами руководства страны на послевоенную пятилетку было намечено капитально восстановить и построить на железнодорожных магистралях 1800 больших и средних мостов, в том числе через Днепр и Дон, Днестр и Неву, Неман и Западную Двину, Волхов и Южный Бут...
Уже в мае 1945 года в Кременчуг приехала бригада специалистов Главмостостроя для того, чтобы определить площадку под будущее производство.
Подходящее место нашлось на северной окраине города. Рядом проходили железная дорога и шоссе, что было очень важно для снабжения стройки материалами, а в дальнейшем - для вывоза продукции. Предприятий было намечено построить сразу три: завод мостовых конструкций, прокатную базу Главмостостроя и механический завод.
31 августа 1945 года Народным Комиссаром Путей Сообщения СССР был подписан приказ №С-831ц о сооружении заводов в г.Кременчуг. Для этого было создано специальное строительное управление, главой Дирекции которого назначили Гедеона Николаевича Донианца.
Конец 1945 года и первую половину следующего заняли подготовительные работы: шла разметка производственной площадки, рытье котлованов, подвод электроэнергии.
Первый кирпич в фундамент кузнечного цеха был заложен в июне 1946 года. Рождение предприятия состоялось.
Практически одновременно началось строительство других цехов: литейного, деревообрабатывающего, ремонтных мастерских.
1 июня 1948 года была введена в строй первая очередь мостового завода. В этот же день была забита первая заклепка в ферму будущего моста.
В 1949 году было завершено строительство литейного цеха, кузницы и модельной мастерской, сданы в эксплуатацию три готовых пролета главного корпуса.
В праздник - День железнодорожника - 1 августа 1949 года, 72 лучших строителя завода были отмечены знаками «Почетный железнодорожник» и «Отличный строитель». К этому' времени на заводе уже работало 529 человек.
Строительство завода еще продолжалось, а уже начались работы по совершенствованию технологии производства мостовых пролетов.
Кременчугский завод первый среди мостостроителей страны внедрил электросварку под флюсом по методу академика Е.О.Патона.
Большую помощь заводчанам в освоении сварки громоздких конструкций мостовых ферм оказали специалисты Ленинградского научноисследовательского института мостов.
Уже в 1950 году началось изготовление цельносварных пролетов длиной 23 и 33,6 м.
Дело оказалось непростым, потребовалось лучшее, чем прежде, качество обработки кромок заготовок. Качество швов контролировалось с помощью специальной рентгеновской установки.
Новая технология и возросший
Первое в истории завода авторское свидетельство на изобретение было выдано работнику заводской технической лаборатории Ивану Веселому за усовершенствование рентгеновской установки, что позволило определять глубину залегания сварочного дефекта.
уровень производства блестяще себя проявили при сооружении одного из крупнейших в мире клепано-сварных мостов на Волге, в городе Ульяновске.
Применение сварки позволило построить мост на четыре месяца раньше срока и при этом сэкономить 660 т металла.
В 1952 году завод продолжал наращивать выпуск мостов таллоконструкции для Керченской паромной переправы и Беломорско-Балтийского канала, мосты в
Сталинграде, Крюковский мост в Кременчуге - это лишь небольшая часть заказов завода того времени.
Отдельно нужно сказать о таком задании, как изготовление 600 т чугунных перил для цельносварного моста в Киеве, известного сегодня как мост Патона. Заводчанам пришлось приложить немало усилий, чтобы освоить художественное литье. Долгое время ничего не получалось, и тогда решили не изготавливать разборные перила, а отливать их целыми секциями. Дело сразу пошло на лад. В причудливом переплетении чугуна, словно живые, красовались виноградные гроздья, яблоки, груши, колосья пшеницы, символизируя плодородную землю Украины.
Арбатский мост в Москве, мосты через Волгу, Днепр, Вислу и многие другие реки были сделаны руками мостостроителей Кременчуга.
Кременчугским мостам была суждена долгая жизнь. Это были мосты в будущее.
В конце 1952 года мостовой и механический заводы слились в один - Кременчугский мостовой завод Министерства путей сообщения СССР.
В 1953 году программа восстановления разрушенных войной мостов была завершена.
Завод оказался недогруженным и вынужден был перейти на выпуск непрофильной продукции: подвесных дорог для животноводческих ферм, ручных насосов и других изделий.
Это было трудное время. Неразбериха в планировании производства, его организации была усугублена ограничением подачи электроэнергии, что приводило к росту брака, потерям рабочего времени, текучести кадров.
Еще в июле 1951 г., когда завод был на подъеме, директора предприятия Н.И. Полякова сменил новый руководитель - Михаил Тимофеевич Фурлетов, директор-полковник тяги (звание старшего начальствующего состава МПС). К сожалению, он не был кадровым работником завода и, столкнувшись с производственными трудностями, не сумел правильно организовать устойчивую работу предприятия. В те времена разговор был короток, и в октябре 1953 г. он был снят с занимаемой должности и направлен в распоряжение Главка МПС.
Спустя месяц завод возглавил опытный руководитель Дмитрий Николаевич Палачев, который не только сумел организовать работу, но и успешно провел завод через две реорганизации, произошедшие в последующие семь лет.
В 1956 году предприятие полностью поменяло профиль. За десять лет своего существования оно выросло до уровня крупного промышленного предприятия, имеющего хорошие производственные мощности, современные оборудование и технологию, высококвалифицированные кадры. Около трех тысяч человек трудового коллектива были готовы решать новые задачи, как тогда говорилось, «поставленные партией и правительством».