Ярославские корни

17 апреля 1958 года Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании на Украине завода большегрузных автомобилей. Базой для него выбрали Кременчугский комбайновый завод.

Это была вторая, самая масштабная реорганизация предприятия. А выпуск грузовиков перевели сюда из Ярославля, так что предприятие приняло эстафету от старейшего в стране Ярославского автомобильного завода и стало продолжателем его дела.

Еще в 1916 году промышленник Владимир Александрович Лебедев, один из первых российских автомобилестроителей, заложил в Ярославле автомобильный завод. Здесь он намеревался собирать для русской армии английские полуторатонные грузовики «Кросслей» под маркой «Лебедь». Однако гражданская война помешала завершить начатое дело.

КрАЗ

В 1918 году недостроенное предприятие было национализировано советским государством и получило название Первый Государственный авторемонтный завод (1-й ГАРЗ).

 КрАЗ

Через несколько лет на его базе было решено организовать выпуск грузовиков, столь нужных стране. Работу возглавил главный конструктор завода Владимир Васильевич Данилов. Первый автомобиль - трехтонка Я-3 - был изготовлен к 7 ноября 1925 года. Двигатель и коробку передач получили с московского завода «АМО», который проводил капитальный ремонт американских грузовиков марки «Уайт». Остальное изготовили частично сами, частично с помощью других предприятий c. Мощности 30-сильного мотора «Уайт-АМО» было маловато для грузовика полной массой 7,5 т.

КрАЗ

Поэтому для обеспечения нужных тяговых качеств главную передачу сделали двойной: пару конических шестерен дополнили парой цилиндрических.

Правда, при этом уменьшилась максимальная скорость - до 30 км/ч. Фары были по старинке не электрические, а ацетиленовые. Зато колеса большого размера обули не в сплошные резиновые грузоленты, а в пневматики, что для грузовиков такого класса в те годы было нова торством. В конце 20-х гг. появилась возможность закупать за границей мощные современные двигатели. Это дало возможность повысить грузоподъемность ярославских машин .В 1928 году появляется четырехтонный Я-4 с 70-сильным мотором «Мерседес», а годом позже - пятитонка -5 с американским «Геркулесом» мощностью в 93 л. с.

 КрАЗ

В 1931 году в Ярославле начался выпуск первого в стране серийного трехосного автомобиля ЯГ-10 колесной формулы 6x4.

В 1934 году на автомобиле Я-5 проходил испытание и первый отечественный автомобильный дизель «КОДЖУ». Его мощность составляла 87 л.с. Название это расшифровывалось как Коба Джугашвили - сочетание партийной клички и подлинной фамилии Иосифа Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б). Впрочем, несмотря на обязывающее ко многому название, двигатель этот оказался не слишком удачным. ЯГ-10 был максимально унифицирован с двухосной пятитонкой и имел такой же двигатель «Геркулес», однако в трансмиссии применялся двухступенчатый демультипликатор.

Машина могла перевозить до 8 т груза, и таким образом являлась, по сути, одноклассником своих далеких потомков из Кременчуга.

Особо нужно сказать о появившемся в следующем году автомобиле ЯГ-12 - одном из самых первых в мире четырехосных грузовиков.

КрАЗ

КрАЗ

Все его мосты были ведущими, а первые два - управляемыми. Машина имела американский бензиновый мотор «Континенталь» в 120 л. с., четырехступенчатую коробку передач «Браун Лайт» и двухступенчатую раздаточную коробку. От последней крутящий момент передавался на переднюю и заднюю двухосные тележки. В приводе к передним парам колес использовались поперечные карданные валы, имеющие универсальные одинарные шарниры, а картеры главных передач были жестко закреплены на раме. В задней части под грузовой платформой установили лебедку с приводом от «раздатки».

Полная масса автомобиля составляла 20 т, грузоподъемность на шоссе - 12 т, на грунтовой дороге -8 т. Скорость достигала 45 ШЗЖЙШ- км/ч. На испытаниях машина показала высокие тягово-динамические характеристики и неплохую проходимость, но осваивать серийное производство такой сложной машины тогда не стали. Единственный экземпляр ЯГ-12 отправили служить в одну из воинских частей.

КрАЗ

В 1934 г. на «ЯГАЗе» начали выпускать двухосные пятитонки ЯГ-4 с двигателем ЗИС-5 в 73 л. с. В 1936 году, после модернизации, они стали называться ЯГ-6. Эти автомобили послужили базой для самосвалов ЯС-1 и ЯС-3, автокранов, поливомоечных и других специальных машин.

Объема выпуска ярославских машин (в 1938 г. - 2377)

КрАЗ

На автомобиле ЯГ-10 средний мост был проходного типа, как и на современных КрАЗах. ед.) для потребностей страны было явно недостаточно.

Поэтому в марте 1940 г. было принято решение о реконструкции автозавода. После ее окончания выпуск должен был достичь 10 тыс. автомобилей в год.

КрАЗ

Намечено было обновить и продукцию: еще в 1938 году была построена опытная пятитонка ЯГ-7 с модернизированным двигателем ЗИС мощностью в 80 л. с. и обтекаемыми формами кабины и оперения.

Осуществить все эти планы помешала война. С 1940 по 1942 год в Ярославле выпускали лишь слегка модернизированный грузовик ЯГ 6А, а затем завод перешел на выпуск гусеничных артиллерийских тягачей Я-12.

В 1944 году предприятие переименовали в Ярославский автомобильный завод.

КрАЗ


КрАЗ

Новый этап в жизни

Ярославского автозавода начался в послевоенный период: предприятие перешло на выпуск тяжелых дизельных грузовиков. Их мощь символизировала литая фигурка медведя (герб города Ярославля), установленная на капоте.

КрАЗ

Конструкции автомобилей были разработаны под руководством главного конструктора Виктора Васильевича Осепчугова.

Послевоенным ярославским автомобилям суждено было стать, в конечном итоге, предтечей будущих КрАЗов.

КрАЗ

Еще в 1944 году в США было закуплено оборудование для изготовления двухтактных дизелей General Motors «GMC 71».

В 1947 году началось производство 4-цилиндровой модели этого семейства под маркой ЯАЗ-204 мощностью 112 л.с. Этот мотор стали устанавливать на 7-тонный автомобиль ЯАЗ-200, который стал первым в СССР серийным дизельным автомобилем. Вскоре его выпуск перевели на Минский автозавод.

КрАЗ

Тем временем в Ярославле освоили выпуск и 6-цилиндровой модификации американского дизеля, которую нарекли ЯАЗ-206А, мощностью 165 л.с.

А в 1951 году началось производство грузовика, оснащенного этим силовым агрегатом, - трехосного Я АЗ-210 (6x4).

КрАЗ

Характерной особенностью конструкции машины была очень прочная, «неубиваемая» рама, эта идея живет и работает и в сегодняшних КрАЗах.

Грузоподъемность машины составляла 12 т по шоссе и 10 т по грунтовым дорогам. В трансмиссии имелись 5-ступенчатая КПП и 2-ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом. Привод на задние мосты осуществлялся раздельными карданными валами. В задних мостах применялись двойные главные передачи.

КрАЗ

Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе составляла 55 км/ч.

Эта машина послужила базой для самосвала ЯАЗ-210Е, седельного тягача ЯАЗ-210Д, армейского ЯАЗ-210А с лебедкой и металлической платформой, с надставными решетчатыми бортами, а также шасси для ряда специальных надстроек.

КрАЗ

В гамме трехосных ярославских грузовиков имелась и еще одна довольно специфическая модель - ЯАЗ-210Г. Это был так называемый балластный тягач для работы с прицепами-тяжеловозами полной массой до 30 т. Чтобы улучшить сцепление задних колес с грунтом, он имел небольшой металлический кузов на 8 т балласта, позже замененный на кузов от ЯАЗ-210А.

КрАЗ

Вскоре его выпуск перевели на Минский автозавод.

Разработан Я АЗ-2 ЮГ был исключительно для армейских нужд, в первую очередь, для перевозки танков. Но военные были им не совсем довольны. Прежде всего, их не устраивала задняя подвеска: и отсутствие переднего ведущего моста. Ярославский завод по замечаниям военных доработал конструкцию. За основу переднего ведущего моста взяли мост от

КрАЗ

В 1958 г. Нацбанком

КрАЗ

Социалистической республики Вьетнам была выпущена денежная купюра достоинством 5 донгов, на которой изображен автомобиль ЯАЗ-21ОЕ автомобиля ЗИЛ-164, снабдив его двухступенчатым редуктором и шарнирами равных угловых скоростей. Такой мост потребовал и существенных изменений в раздаточной коробке, где пришлось менять и шестерни, и валы.

КрАЗ

И еще одно, принципиально важное изменение: на всех мостах были установлены односкатные колеса с шинами большого диаметра. Шины размером 15.00-20.00 дюймов

КрАЗ

Колеса типа «трилекс» с шинами 12.00-20.00, изготовленные на Ярославском шинном заводе, в те годы были единственными в мире колесами такого большого размера, применяемыми для двускатной ошиновки в СССР тогда.

КрАЗ

КрАЗ