Хозяин тайги

В Советском Союзе с его необъятными лесными запасами велась крупномасштабная заготовка древесины. Особенно активно эта работа проходила в таежных районах Сибири и Дальнего Востока. Важнейшим звеном в технологическом цикле был вывоз спиленных деревьев с лесосеки на склад. Чтобы добраться с таким громоздким грузом до дороги с твердым покрытием, нужно было преодолеть значительное расстояние от места вырубки по таежным просекам, практически по бездорожью. Здесь требовалась техника, обладающая большой грузоподъемностью и высокой проходимостью.

В конце 60-х гг. Кременчугский автозавод по заказу Минлеспрома СССР создал лесовозный тягач КрАЗ-255Л. В этом, в первую очередь, заслуга начальника бюро компоновок УГК В.В. Петрука, а также ведущих конструкторов А. А. Лесовозов КрАЗ-255Л всего было выпущено 29466 единиц. Они составляли основу лесовозного парка СССР. Якушева, А. И. Верховода, Е. Н. Ширшонкова.

Базой для создания лесовоза послужил полноприводный грузовик КрАЗ-255Б. При этом на лесовозе, после проведения испытаний в реальных условиях, решили отказаться от централизованной системы регулирования давления в шинах.

КрАЗ

В сцепке с прицепомроспуском ТМЗ-803 производства Тавдинского машзавода автомобиль мог перевозить до 40 кубометров древесины и вывозить лес в хлыстах по просекам, где ранее работали лишь гусеничные трелевочные тракторы

В сибирской тайге был один хозяин - медведь, а с появлением КрАЗ-255Л их стало двое, но они мирно сосуществовали.

КрАЗ

Кременчугский лесовоз имел интересную особенность: при помощи лебедки можно было осуществлять самопогрузку прицепа-роспуска на тягач, что значительно улучшало маневренность машины при движении без груза. В дальнейшем эту систему применили и «МАЗ», и «Урал», и «КамАЗ»

Испытания лесовоза проводились в таежных районах Забайкалья.

Вот как описала газета “Радянська Украша” (4 декабря 1968 года) один из эпизодов: «...Загрузку окончили в полночь. Водитель-испытатель

КрАЗ

Станислав Иванович Дондук включил передачу, и КрАЗ-255Л, нагруженный 30-кубометрами сосны, каждая из которых достигала в длину 35 метров, оставил лесосеку. Дорог)' к складу шофер-испытатель изучил досконально... Серпантинные подъемы длиной до 20 км, такие же затяжные спуски, правые обгоны, ибо при левых лес на встречной машине может задеть твою и сбросить ее в пропасть...

 КрАЗ

Вот окончился спуск. До следующего перевала было километров 20, и Станислав Иванович увеличил скорость. А когда она дошла до максимальной, вдруг погас свет. «Тормозить? Не успеешь. Тогда куда поворачивать? Понятно - влево. Скала всетаки не пропасть». Все это мелькнуло в мозгу молниеносно.

Свернул влево. Почувствовал толчок, треск.

Стволы сосен уперлись в скалу и бросили машину в другую сторону.

Живой? - спросил водитель помощника, когда все стихло. Осторожно, ощущая, как покачивается КрАЗ, они выбрались из кабины. Автомобиль правыми колесами висел над пропастью. В рейсовом журнале появилась такая запись: «Конструкция прицепа допускает перетирание осветительных проводов. Лопнул шкворень коника тягача».

В мае 1969 года начался серийный выпуск лесовозов КрАЗ-255Л.

Автомобиль быстро завоевал симпатии лесорубов.

В Сибири лесовоз КрАЗ-255Л сразу вытеснил с лесных делянок дорогостоящую гусеничную технику и самодельные автомобили-лесовозы, сделанные умельцами леспромхозов.

В 1972 году КрАЗ-255Л был удостоен золотой медали ВДНХ СССР.