Необыкновенный «Периметр»
В начале 60-х гг. прошлого века отношения между СССР и США из-за событий вокруг Кубы резко обострились. «Холодная война» между двумя сверхдержавами вот-вот грозила превратиться в «горячую», причем атомную. Перед Министерством обороны СССР остро встал вопрос о защите автомобильной техники от ударной волны термоядерного взрыва. В 1969 г. совместным решением Министерства автомобильной промышленности и в/ч 52694 была утверждена тема 5567-1 «Разработка навесного автомобильного оборудования для открытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля».
Специальному землеройному оборудованию было присвоено кодовое название «Периметр». Работу над этой темой поручили КЭО Кременчугского автозавода. Возглавил ее начальник КБ спецоборудования Юрий Николаевич Димитраки.
Впервые армейский тяжелый грузовик должен был стать бульдозером и грейдером. Требования к землеройному оборудованию были такие: легкость монтажа и демонтажа, простота и дешевизна как в производстве, так и в эксплуатации. Просто превратить КрАЗ в бульдозер не получалось, для этого потребовалось бы значительно усилить раму.
Кроме того, такое решение не обеспечивало погрузку и вывоз вырытой земли.
И конструкторы, как говорится, пошли другим путем. Нож для срезания грунта поставили не спереди, а сзади. Опускание ножа в рабочее положение обеспечивали два гидроцилиндра с приводом насоса от трансмиссии грузовика. Срезанный грунт попадал на волочившуюся за кормой машины гибкую площадку из отрезков транспортерной ленты.Участок отрыва автомобиль проходил на второй передаче. Срезав слой грунта толщиной от 5 до 7 см (в зависимости от его плотности), машина отвозила его с участка, стряхивала с гибкой ленты и затем возвращалась к началу отрываемого котлована. Зафиксированные во время испытаний КрАЗ- Э255БП в г. Бронницы
Московской области технические характеристики при отрыве котлована: глубина 2,5 м при ширине 3,1 м; время - 2 ч. 40 мин.; всего циклов - 102; путь одного цикла 170 м; объем вынутого грунта - 137 м3.
Для лучшей нагрузки на нож в кузове находился 7-тонный балласт. Испытания автомобиля КрАЗ-Э255БП проводились на полигоне НИИ-21 в Бронницах летом - осенью 1969 года. Приемочная комиссия констатировала, что навесное оборудование показало свою работоспособность.
Но к этому времени международная обстановка потеплела. Военные потеряли интерес к самоокапывающемуся автомобилю.
|
|
|