Такого ещё не было
В 1981 году Минобороны СССР утвердило тактико-техническое задание на разработку нового семейства тяжелых многоцелевых автомобилей для военных нужд. А вскоре вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, в котором Кременчугскому автозаводу предписывалось приступить к разработке этого семейства.
Уже в конце следующего, 1982 года, «КрАЗ» представил заказчику несколько вариантов машин - с различными компоновочными схемами. Рассмотрев их, военные приняли решение: автомобили 6x6 должны быть капотными, а 8x8 - с кабиной, расположенной либо над двигателем (основной вариант), либо впереди него (дополнительный вариант). Базовая трехосная машина получила индекс КрАЗ-6315, а четырехосная КрАЗ-6316.
В феврале 1984 года завод представил на предварительные испытания 8 машин нового семейства с колесными формулами 6x6 и 8x8, а также автопоезд 10x10 на базе трехоски с двухосным полуприцепом.
Все представленные на испытания автомобили оснащались новым многотопливным двигателем ЯМЗ-8425. Он мог работать не только на дизельном топливе, но и на бензиновых и керосиновых смесях, а также на ракетном топливе. Мощность двигателя составляла 360 л. с., а крутящий момент - 1400 Нм. С ним в паре работала новая двухдиапазонная 10-ступенчатая КПП ЯМЗ-202. Силовой агрегат в таком исполнении повышал тягово-динамические характеристики автомобиля почти в полтора раза. пазонная 10-ступенчатая КПП ЯМЗ-202. Силовой агрегат в таком исполнении повышал тягово-динамические характеристики автомобиля почти в полтора раза.
Следует также отметить, что на двух четырехосниках (Э и 5Э) применялась рама новой конструкции - с лонжероном И-образного сечения. Это обеспечивало наилучшую совместимость передней подвески, кабины и силового агрегата. Что касается кабин, то на машинах 6x6 они были заимствованы с КрАЗ-260, однако со специальной доработкой. Из-за применения более мощного двигателя были полностью изменены капот, моторный отсек и системы силового агрегата.
Вместо поворотных и опускающихся стекол дверей были установлены откидные стекла с увеличенной до 12 мм толщиной. Задняя стенка кабины была усилена. Боковые части - «треугольники» были заменены на металлические вставки.
На четырехосных ЗЭ и 4Э использовались доработанные серийные кабины, но ... без капота и оперения, а у версий Э6316 и 5Э6316 имелась специально разработанная, более просторная кабина, которую в перспективе предполагалось использовать для гражданского варианта машины. Комфортабельному размещению водителя мешал расположенный рядом с ним громоздкий двигатель. И потому эту кабину пришлось сместить от продольной оси автомобиля на 70 мм влево.
В течение года - с марта 1985-го по апрель 1986-го - все опытные образцы автомобилей прошли полный цикл испытаний. На севере они пересекли 70-ю параллель и очутились в Заполярье. Они пересекли Амурскую область, Якутию и даже побывали около Северного Ледовитого океана - всего в 100 км от моря Лаптевых.
Во время испытаний в Сибири самым большим врагом для водителей были полынь и во льду рек. Зимой практически все автомобильное движение в Сибири осуществлялось по руслам рек. Но сибирские реки коварны, и даже при 40 градусах мороза в их льду встречаются полыньи.
Например, идет колонна из десяти-двадцати машин по наезженной речной колее - и вдруг один из грузовиков проваливается, уходит под лед с экипажем и грузом. А на улице - минус 40 °С. Не одного такого бедолагу спасали КрАЗы во время испытаний. Да, бывало, и сами уходили под лед, но, благодаря двигателю и мощной лебедке, обычно выбирались сами без посторонней помощи.
На юге КрАЗы пересекли 40-ю параллель. Они прошли Ферганскую долину, города Бухара, Коканд, Ош, Хорог и побывали на границе с Китаем и Афганистаном. На этом этапе испытаний автомобили прошли зоны зыбучих песков пустыни и высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Алтайского хребта. Испытания в пустынной и высокогорной местности КрАЗы выдержали с честью, хотя переход по барханам, а особенно по накатанным песчаным дорогам вблизи арыков и каналов, доставлял немало неприятностей.
Общий пробег автомобилей за период испытаний составил 226 тыс. км, что составляет расстояние, равное 5,6 оборотам вокруг Земли по экватору.
Инженер-испытатель А. Е.
Головин вспоминает: «Вдоль канала - накатанная песчаная дорога, впереди нашего КрАЗ-6315 идут два ЗИЛа. И вдруг КрАЗ проваливается задними мостами в песок, одна платформа на песке, колес не видно. Это одна из бед «лессовой почвы», которую размывают грунтовые воды. Своего рода песчаное болото, закрытое сверху коркой сухой утрамбованной земли. Более легкий автомобиль проходит, а тяжелый - нет. Двумя КрАЗами с помощью лебедок и полиспаста мы освободили провалившийся КрАЗ из песчаного плена...».Горные перевалы тоже преподнесли сюрприз.
С перевала Кызыр-Арт с высоты около 3000 м пришлось некоторых водителей отправить вниз в долину - от разряженного воздуха люди теряли сознание. Но остальные не подкачали, и КрАЗы продолжали ползти вверх.
По окончании испытаний комиссия подтвердила, что все представленные образцы автомобилей КрАЗ прошли их в соответствии с программой. Они работали в климатических зонах с температурами от +40° до -53 °С и преодолевали перевалы высотой до 4655 м (Ак-Байтал).
В мае 1986 года было принято решение провести дополнительные испытания для устранения выявленных недостатков автомобилей. На них завод представил два новых образца - КрАЗ-436315 (6x6) и КрАЗ-5Э6316 (8x8), которые успешно выдержали этот экзамен в условиях низких температур, жарко-пустынной и высокогорной местности.
Подводя итог, нужно сказать, что никогда - ни до, ни после этого - завод не проводил таких масштабных испытаний автомобилей КрАЗ.