Повороты судьбы

Предварительные испытания автомобилей по теме «Открытие» были завершены в декабре 1987 года. Однако еще до их окончания, в ноябре, заказчик - Минобороны СССР - уже принимает решение о проведении Государственных (приемочных) испытаний.

 КрАЗ

Все складывалось хорошо, если бы не одно требование к конструкциям новых четырехосных автомобилей. Там черным по белому было записано, что «КрАЗ» должен представить машину 8x8 с кабиной... впереди двигателя. А ведь на всех предыдущих испытаниях участвовали машины с совершенно другой компоновкой - кабиной над двигателем! Почему вдруг это произошло? По всей видимости потому, что надо было вывести на орбиту автомобиль из Татарии - КАМАЗ.

Созданные в Набережных Челнах производственные мощности необходимо было загрузить по полной. Как бы там ни было, но управление главного конструктора «КрАЗа» было поставлено в крайне тяжелое положение... К счастью, в Кременчуге уже имелись некоторые наработки по четырехосникам с кабиной впереди двигателя. И вот теперь они оказались как нельзя кстати.

 КрАЗ

Отделу кузовных бюро и кабин управления главного конструктора под руководством Бронислава Григорьевича Болокана было поручено создание новой кабины для автомобиля 8x8.

Впервые на автомобиле КрАЗ применена новая компоновочная схема, в которой двигатель расположен за кабиной, что обеспечило комфортабельность условий в кабине для трех человек экипажа. Затем появился еще один подводный камень: в утвержденной всеми инстанциями «Программе приемочных испытаний» вдруг возникло неожиданное и не оговоренное ранее требование: машины должны быть созданы... на узлах и агрегатах народнохозяйственных автомобилей.

Как же было срочно выполнить подобное требование, если даже трехосный КрАЗ имел совершенно новые двигатель, коробку передач и кабину? А об автомобиле 8x8 и говорить не приходится. Здесь было новым практически все. Конструкторы шутили, что четырехосник унифицирован с серийным КрАЗ-260 только по... воздуху в шинах.

КрАЗ

Кременчугский автозавод выставил на испытания трехосное семейство 5Э63151, четырехосное 6Э6316, а также активный автопоезд 4Э6010 (в составе тягача 64401 и активного полуприцепа 09485) - всего 11 образцов.

На первом заседании комиссии автомобили были разделены на две группы. Первую отправили испытывать на суровый север, в Якутию.

Общий пробег испытаний в Якутии составил 1214 км. Средняя температура воздуха - минус 33,1°С, а максимально низкая, в районе Якутска, - минус 52°С.

КрАЗ

КрАЗ-б Эб316 имел оригинальную систему охлаждения, которая состояла из многосекционного радиатора, расположенного горизонтально над двигателем. При повреждении одной из секций система охлаждения обеспечивала надежность эксплуатации двигателя в экстремальных условиях.

Другая группа проходила испытание на Памирском тракте, при температуре от +4°С до +20°С. Общий пробег составил более 2800 км.

А затем последовал пробег по пустыне Каракум, где за четверо суток было пройдено 1600 км. Максимальная температура воздуха, которая была зафиксирована, составляла + 42 °С.

КрАЗ

В августе 1988 года «КрАЗ» завершил пробеговые испытания, а к ноябрю завод выполнил государственную программу испытаний полностью. К тому времени были завершены и лабораторно-дорожные работы, целью которых было определить ремонтопригодность и объемы ТО в процессе эксплуатации. Проходили эти работы в воинских частях, дислоцированных в Киевской и Московской областях.

 КрАЗ

В декабре 1988 года состоялось последнее заседание приемочной комиссии. В акте о результатах испытаний был отмечен ряд недостатков в конструкции автомобилей. Замечания касались, во-первых, новых двигателей, сцепления и коробки передач ЯМЗ; во-вторых, низкой ходимости новых шин ВИД-201; в-третьих, невысокого качества покупных комплектующих Основные замечания по четырехосным автомобилям относились к кабине и системам двигателя. И это вполне объяснимо: разве можно было без предварительных испытаний направлять на приемочные еще не доработанный автомобиль - с новыми кабиной и силовым агрегатом? Одна только система охлаждения, где радиатор располагался горизонтально над двигателем, требовала, как минимум, полугодичной проверки на опытных образцах.

КрАЗ

Это же касается и трехместной кабины оригинальной конструкции. Она была оснащена тремя пуленепробиваемыми ветровыми окнами и имитацией навесной брони, выполненной из алюминиевых листов толщиной 6 мм. Имитация была необходима для введения в конструкцию кабины точек крепления настоящих броневых листов. А для маскировки от нескромных взглядов на переднем щите кабины красовалась вполне гражданская надпись «Сибирь».

КрАЗ

Заводу было предложено устранить отмеченные недостатки и представить доработанные образцы на испытание в декабре 1989 года.

КрАЗ

Но... уже в ноябре этого же года была утверждена новая программа, где требования к автомобилям еще более ужесточались. Заводу фактически нужно было начинать совершенно новую тему. Однако пока Минавтопром и Минобороны решали вопрос ее финансирования, наступил 1991 год - Советский Союз распался... Так закрылась тема «Открытие».

 КрАЗ