Первое место в Европе
Для Кременчугского автозавода конец 70-х и 80-е годы можно смело назвать периодом расцвета. На предприятии происходил небывалый подъем по всем направлениям: наращивались темпы производства, создавались новые производственные мощности, вводилось в строй новое оборудование, внедрялись прогрессивные технологии, создавалось множество новых, интересных конструкций автомобилей.
Это был период рекордного количества изготавливаемых автомобилей. За сутки с главного конвейера сходило в 1984 г. 120 автомобилей, в 1985 г. - 120,8 автомобилей. В 1986 году было выпущено 30655 автомобилей КрАЗ. Это был максимальный результат за весь период существования Кременчугского автозавода.
«КрАЗ» в те годы был крупнейшим в Европе производителем тяжелых грузовиков. По этому показателю он далеко превзошел прославленные западные марки.
В 1986 году было выпущено 30655 автомобилей КрАЗ. Это был максимальный результат за весь период существования Кременчугского автозавода.
«КрАЗ» в те годы был крупнейшим в Европе производителем тяжелых грузовиков. По этому показателю он далеко превзошел прославленные западные марки Наивысший показатель - максимальный выпуск автомобилей КрАЗ на одного работающего 1,66 шт. - был достигнут в 1979 году. Он остался таковым и в последующие годы и был лучшим среди заводов Минавтопрома СССР, выпускавших большегрузные автомобили.
Для лучшей организации производства в 1976 г. было создано производственное объединение «АвтоКрАЗ», в которое сразу вошли шесть предприятий, а в последующем присоеденились еще три. В 1976 г. бразды правления автозаводом перешли в руки опытного организатора, знающего экономиста, грамотного инженера заместителя директора по экономике Михаила Григорьевича Погостинского, который через полтора года был назначен заместителем Министра автомобильной промышленности СССР производственное объединение
«АвтоКрАЗ не входили следующие заводы: Кременчугский автомобильный.
Кременчугский колесный, Токмакский кузнечно-штамповочный, Полтавский и Каменец-Подольский автоагрегатные, Ждановский (Мариупольский) радиаторный, Симферопольский завод авторулей. В 1983 г. в объединение вошел Синельниковский рессорный завод, а в 1986 г. - Херсонский завод карданных
За короткое время его руководства на автозаводе проведена большая работа по организации строительства корпуса проходных мостов.
Это было необходимо для перехода на освоение новых моделей автомобилей КрАЗ.
Разумеется, выйти на рекордные показатели было невозможно без серьезного развития производственных мощностей.
В 80-е годы на заводе кипело строительство.
Были построены и введены в производство корпус проходных мостов площадью 79,8 тыс. м2 и корпус обкаточных стендов площадью 6,0 тыс. м2, 17-й и 18-й пролеты прессового цеха.
Приобреталось современное оборудование. Все эти преобразования происходили под руководством генерального директора Алексея Ивановича Горяйнова, который возглавил ПО «АвтоКрАЗ» в 1977 годуй руководил объединением на протяжении 12 лет. За большой вклад в развитие автозавода, высокие производственные показатели достигнутые «КрАЗом», Алексей Иванович награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Он - единственный автозаводец - депутат Верховного Совета УССР двух созывов.
В прессовом производстве были установлены прессы усилием от 40 т.с. до 2000 т.с. - РКИУ-500 (ГДР), ДЕ-500 (Югославия), РК77-800 (ГДР), в том числе пресс-автоматы, универсально-гибочные прессы, многопозиционные прессы-автоматы со встроенными автоматическими подачами для штамповок из полосы.
Автоматические линии продольного и поперечного раскроя на заготовительном участке позволяли полностью механизировать процесс получения заготовок из рулонного листа.
В рамно-кузовном цехе была внедрена обработка лонжеронов на линиях с ЧПУ производства французской компании «Промат-индастри».
Это позволило увеличить номенклатуру выпускаемых автомобилей без дополнительных затрат на подготовку к производству и сократить расходы по выпуску продукции.
В 80-с годы приобретено более 2800 единиц технологического оборудования, 34 автоматических линии, в том числе для обработки ступиц и барабанов, картеров мостов, картера редуктора, деталей балансирний подвески, 136 станков с ЧПУ, 5 обрабатывающих центров, 610 автоматов, полуавтоматов, специальных и агрегатных станков, 1829 единиц универсального оборудования.
В цехе сварки и окраски были внедрены две поточные механизированные линии сварки воздушных баллонов тормозной системы (ресиверов). Были смонтированы также три роботизированные комплексы.
Масштабная работа по созданию и освоению новых производственных мощностей агрегатного и сборочного производств была проведена под руководством главного инженера завода Сергея Сергеевича Малова - кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, он также удостоен звания «Заслуженный машиностроитель».
На протяжении 20 лет С. С. Малов уверенно возглавлял технические службы завода.
Высокие производственные показатели - результат слаженной работы коллектива предприятия. Среди тех, кто в этот период ковал, в буквальном смысле, славу «КрАЗу»,
был кузнец Иван Порфирьевич Билоусько - Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак почета», Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Почетный гражданин Кременчуга. Он отдал автозаводу более 45 лет. Его мастерство кузнеца, высокая ответственность позволяли перевыполнять производственные нормы в 2,5 раза.
Кременчугский автозавод активно участвовал в развитии социальной сферы города.
На средства и силами предприятия были построены школы №№25, 28, 30, одиннадцать детских садов, Автозаводская городская поликлиника, пионерский лагерь, оздоровительный комплекс в Крыму «Солнечный берег».
Ежегодно возводились дома на 300-400 квартир для работников предприятия, строились дороги, водоочистительные сооружения, теплотрассы и многое другое.
Строительство объектов автозавода и города стало возможным благодаря высокому уровню производства и хорошей организации труда. Начальником отдела труда и заработной платы «КрАЗа», затем заместителем генерального директора по экономике был Анатолий Захарович Горнев. Его знания и организаторские способности были оценены, и в дальнейшем он стал начальником главного экономического управления Министерства автомобильной промышленности Украины. А в 1991 году А.З.Горнев был назначен заместителем Министра Минавтопрома СССР.
Картина масштабного производства на «КрАЗе» в 80-е гг. дополнялась успехами в продажах автомобилей на зарубежных рынках стран мира.
С самого момента создания завода в вопросах идеологического воспитания трудового коллектива, его сплочении для выполнения производственного плана значительную роль играли партийная и комсомольская организации завода.
Уже в июле 1947 г. была создана первая парторганизация мостового завода, секретарем которой стал Г.Г. Дядюшенко.
Поначалу в нее входило всего пять коммунистов, но уже к концу 1948 г. она насчитывала 42 коммуниста и 11 кандидатов в члены КПСС при численности работающих на предприятии 500 человек. Одновременно с партийной организацией была создана и комсомольская организация, состоящая из 19 комсомольцев, но уже к концу 1947 года
она удвоилась. Секретарем комсомольской организации был избран двадцатилетний инженер производственного отдела Виктор Шаргаев.
В 1956 г., после реорганизации мостового заводав комбайновый, заводское партийное бюро преобразовали в партийный комитет. К концу следующего года партийная и комсомольская организации значительно окрепли: 11 цеховых парторганизаций и парт группы, входящие в них, насчитывали около 400 коммунистов, а комсомольцев было уже не менее трети коллектива.
В 80-х гг. автозаводской партийный комитет очень сильно разросся и был наделен правами райкома партии. Он состоял из 43 заводских партийных организаций, в которые входили более 2,5 тыс. коммунистов. Комсомольская организация состояла из 32 комсомольско-молодежных коллектива и насчитывала в своих рядах более 3,5 тыс. комсомольцев.
Партийный комитет и комсомольская организация неизменно сопровождали своим вниманием и деятельным участием все процессы, происходящие на предприятии.
Наращивание темпов выпуска продукции, воспитание коллектива в духе коммунистической морали и десятки других вопросов решались с непосредственным участием парткома.
Такое было время, Коммунистическая партия Советского Союза управляла всей страной и ведущая роль партийного комитета на «КрАЗе» никем не ставилась под сомнение. Партком и его сателлиты - народный контроль, комсомольская организация, профсоюзный комитет - проводили в жизнь линию партии со всеми ее положительными и отрицательными составляющими.
В период наивысшего подъема предприятия- 1980 - 1989 гг. - партийный комитет автозавода возглавлял Владимир Антонович Остапенко - делегат XXVI съезда компартии
Украины 1986 года, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени и почетными грамотами Верховного Совета Украины, многими правительственными наградами.
В состав партийного комитета «КрАЗа» входили лучшие представители трудового коллектива, руководители и передовики производства. И это было закономерно, партийная и комсомольская организации были частью завода и всю свою работу выстраивали в интересах «КрАЗа».
Успехи производственного объединения «АвтоКрАЗ», активное продвижение автомобилей на мировой рынок и, в частности, в страны социалистического содружества были столь весомы, что «КрАЗ» - единственный из автомобильных заводов СССР - был удостоен зарубежной правительственной награды.
14 декабря 1980 года Указом Президента Социалистической республики Вьетнам
Кременчугский автомобильный завод был награжден вьетнамским орденом Дружбы Народов.
Эта награда была знаком глубокой благодарности Кременчугскому автозаводу за большие заслуги в оказании помощи братскому вьетнамскому народу. Как указано в
наградном документе « ... в его борьбе против американских агрессоров, за спасение страны в деле строительства социализма и защиты Родины».
В начале 80-х годов XX столетия формируется основной типаж автомобилей третьего поколения КрАЗ.
В 1981 году был выдан на подготовку производства самосвал КрАЗ- 6505, который получил новый дизельный двигатель с турбонаддувом ЯМЗ-238П мощностью 300 л.с. Его 10-кубовая платформа позволяла перевозить до 15 тонн груза. Автомобиль имел трансмиссию проходного типа и двухскатную ошиновку колес. Передаточное число главной передачи, по сравнению с КрАЗ-260, было уменьшено. Благодаря этому автомобиль, имея колесную формулу 6x4, мог с полной нагрузкой развивать скорость до 90 км/ч.
Самосвальное оборудование было тоже новым. Взамен примененного на КрАЗ-256 поршневого подъемника с рычажным балансиром на автомобиле КрАЗ-6505 устанавливался передний телескопический подъемник.
А вот с телескопическим подъемником новому самосвалу не повезло.
В те годы в автомобильной промышленности СССР не была еще отработана технология изготовления телескопов.
В процессе эксплуатации уплотнительные сальники телескопов не выдерживали давления, до ходившего до 150 атмосфер, часто выходили из строя и вообще имели ограниченный ресурс. Впоследствии телескопический подъемник на КрАЗах был заменен на поршневой.
Параллельно с самосвалом 6x4 был разработан автомобиль-лесовоз КрАЗ-643701, который по своей грузоподъемности почти в два раза КрАЗ-6437 в свое время называли «свистуном» за оригинальный, легко узнаваемый голос. Так «пела» турбина. В дальнейшем ее «заглушили» превышал прежний КрАЗ-255711. В 1983 году этот автомобиль был поставлен на производство и с успехом работал в леспромхозах Министерства лесной промышленности. Автомобиль имел модернизированное лесовозное оборудование, новый форсированный дизельный двигатель ЯМЗ-238Ф мощностью 320 л. с. Как и у КрАЗ-2557 11, у него была система складывания и транспортировки прицепароспуска на тягаче.
КрАЗ-643701 создавался для эксплуатации в холодных условиях Сибири и имел ветровое стекло с электрообогревом, а также двойные боковые и заднее стекла. Дополнительно к штатному отопителю кабина оборудовалась независимым отопителем ОВ-65, который работал в автономном режиме при заглушенном двигателе автомобиля. В дальнейшем система независимого обогрева кабины применялась на всех автомобилях третьего поколения в северном исполнении.
Быстрое развитие экспорта автомобилей КрАЗ в страны Азии и Африки требовало создания тропических модификаций автомобилей третьего поколения. Это было сделано заводом в 1983 году. А на следующий год все автомобили КрАЗ уже имели умеренное экспортное, тропическое и северное исполнения.
В 1980-1990 гг. автомобили КрАЗ экспортировались в 57 стран мира.
Во второй половине 80-х годов типаж кременчугских автомобилей продолжает развиваться. На базе КрАЗ-643701 создают тонный самосвал КрАЗ-6503 колесной формулы 6x6 с двухскатной ошиновкой задних мостов и его модификация КрАЗ-65301 в северном исполнении, а также полноприводный тягач КрАЗ-6443, который мог работать в составе автопоезда полной массой до 50 тонн.
Автомобиль КрАЗ-6503 имел такое же самосвальное оборудование как и КрАЗ-6505. В течение 80-х годов он выпускался мелкими партиями и поставлялся в Россию.
Проведенные испытания в условиях Западной Сибири показали его значительные преимущества по сравнению с самосвалами 6x4.
Полный привод колес позволял двигаться по руслам замерзших рек. Водители-испытатели даже устраивали «танцы» самосвалов на льду. Но, как и любая новая конструкция, КрАЗ-6503 требовал доработки. В результате появился полноприводный самосвал в северном исполнении КрАЗ-650321. Этот автомобиль, благодаря усовершенствованиям конструкции тормозной системы и рулевого управления, вошел уже в состав 4-го семейства автомобилей КрАЗ. Таким же усовершенствованиям подвергся и полноприводный тягач КрАЗ-6343, который также вошел в 4-е семейство КрАЗов. В 1985 году была создана еще одна интересная машина - новое осное шасси КрАЗ-6305 (8x4), которое предназначалось, в первую очередь, для мощных крановых установок. Проведенные опытно-конструкторские работы показали хорошие результаты. Однако новая кабина, расположенная над двигателем, не могла быть освоена из-за отсутствия финансирования ее производства. Проект автомобиля КрАЗ-6503 (8x4) был отложен, но именно он послужил прототипом создания четырехосных автомобилей КрАЗ 4-го поколения, которые выпускаются в настоящее время.
Во второй половине 80-х годов на заводе создается переходное семейство автомобилей 6x4, в которое входят: самосвал КрАЗ-6510 грузоподъемностью 13,5 т, шасси КрАЗ-65101 и бортовой автомобиль на его базе, грузоподъемностью 15 т, а также седельный тягач КрАЗ-6444 с нагрузкой на седло 14 т. Это семейство создавалось взамен автомобилей второго и третьего семейства КрАЗ-256Б1, КрАЗ-258Б1, КрАЗ-250 и являлось переходным мостиком к автомобилям 4-го семейства.
Освоение новых нефтегазовых месторождений Западной Сибири, значительное увеличение добычи газа, его дешевизна и неограниченные запасы сделали реальным перевод автомобильного транспорта на этот вид топлива.
Кременчугскому автомобильному заводу приказом Минавтопрома СССР было поручено создание модификаций газодизельных самосвалов КрАЗ-25бБ1 и КрАЗ-6510 ных испытаний проект автомобилей с газодизельным циклом был положен на полку.
Следует отметить, что это был не единственный проект, связанный с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. В конце с 1985 года на основании приказа Министра автомобильной промышленности СССР за №839 завод приступил к разработке целого семейства автомобилей КрАЗ. Это семейство включало в себя седельные тягачи и шасси колесной формулы 6x6 и 6x4 с двускатной ошиновкой задних мостов, а также 6x6 с односкатной ошиновкой.
Они были предназначены для перевозки различных неделимых грузов, в том числе и «вахтовых» домов технического персонала, обслуживающего скважины. Автомобили разрабатывались как в умеренном, так и северном исполнениях.
Под седельный тягач КрАЗ-64432 (6x6) с односкатной ошиновкой были разработаны специальные трехосные полуприцепы КрАЗ-99866 и КрАЗ-99866 01 грузоподъемностью 25 тонн.
Автомобили семейства «ЗСНГК»(Западно-Сибирского нефтегазового комплекса), как они тогда назывались, успешно прошли испытания в Тюменской области и на полуострове Ямал за полярным кругом.
К сожалению, распад СССР не позволил организовать массовое производство данных машин.Для Кременчугского автозавода конец 70-х и 80-е годы можно смело назвать периодом расцвета. На предприятии происходил небывалый подъем по всем направлениям: наращивались темпы производства, создавались новые производственные мощности, вводилось в строй новое оборудование, внедрялись прогрессивные технологии, создавалось множество новых, интересных конструкций автомобилей.
Это был период рекордного количества изготавливаемых автомобилей. За сутки с главного конвейера сходило в 1984 г. 120 автомобилей, в 1985 г. - 120,8 автомобилей. В 1986 году было выпущено 30655 автомобилей КрАЗ. Это был максимальный результат за весь период существования Кременчугского автозавода.
«КрАЗ» в те годы был крупнейшим в Европе производителем тяжелых грузовиков. По этому показателю он далеко превзошел прославленные западные марки.
В 1986 году было выпущено 30655 автомобилей КрАЗ. Это был максимальный результат за весь период существования Кременчугского автозавода.
«КрАЗ» в те годы был крупнейшим в Европе производителем тяжелых грузовиков. По этому показателю он далеко превзошел прославленные западные марки Наивысший показатель - максимальный выпуск автомобилей КрАЗ на одного работающего 1,66 шт. - был достигнут в 1979 году. Он остался таковым и в последующие годы и был лучшим среди заводов Минавтопрома СССР, выпускавших большегрузные автомобили.
Для лучшей организации производства в 1976 г. было создано производственное объединение «АвтоКрАЗ», в которое сразу вошли шесть предприятий, а в последующем присоеденились еще три. В 1976 г. бразды правления автозаводом перешли в руки опытного организатора, знающего экономиста, грамотного инженера заместителя директора по экономике Михаила Григорьевича Погостинского, который через полтора года был назначен заместителем Министра автомобильной промышленности СССР производственное объединение «АвтоКрАЗ не входили следующие заводы: Кременчугский автомобильный.
Кременчугский колесный, Токмакский кузнечно-штамповочный, Полтавский и Каменец-Подольский автоагрегатные, Ждановский (Мариупольский) радиаторный, Симферопольский завод авторулей. В 1983 г. в объединение вошел Синельниковский рессорный завод, а в 1986 г. - Херсонский завод карданных
За короткое время его руководства на автозаводе проведена большая работа по организации строительства корпуса проходных мостов.
Это было необходимо для перехода на освоение новых моделей автомобилей КрАЗ.
Разумеется, выйти на рекордные показатели было невозможно без серьезного развития производственных мощностей.
В 80-е годы на заводе кипело строительство.
Были построены и введены в производство корпус проходных мостов площадью 79,8 тыс. м2 и корпус обкаточных стендов площадью
6,0 тыс. м2, 17-й и 18-й пролеты прессового цеха.
Приобреталось современное оборудование. Все эти преобразования происходили под руководством генерального директора Алексея Ивановича Горяйнова, который возглавил ПО «АвтоКрАЗ» в 1977 годуй руководил объединением на протяжении 12 лет. За большой вклад в развитие автозавода, высокие производственные показатели достигнутые «КрАЗом», Алексей Иванович награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Он - единственный автозаводец - депутат Верховного Совета УССР двух созывов.
В прессовом производстве были установлены прессы усилием от 40 т.с. до 2000 т.с. - РКИУ-500 (ГДР), ДЕ-500 (Югославия), РК77-800 (ГДР), в том числе пресс-автоматы, универсально-гибочные прессы, многопозиционные прессы-автоматы со встроенными автоматическими подачами для штамповок из полосы.
Автоматические линии продольного и поперечного раскроя на заготовительном участке позволяли полностью механизировать процесс получения заготовок из рулонного листа.
В рамно-кузовном цехе была внедрена обработка лонжеронов на линиях с ЧПУ производства французской компании «Промат-индастри».
Это позволило увеличить номенклатуру выпускаемых автомобилей без дополнительных затрат на подготовку к производству и сократить расходы по выпуску продукции.
В 80-с годы приобретено более 2800 единиц технологического оборудования, 34 автоматических линии, в том числе для обработки ступиц и барабанов, картеров мостов, картера редуктора, деталей балансирний подвески, 136 станков с ЧПУ, 5 обрабатывающих центров, 610 автоматов, полуавтоматов, специальных и агрегатных
станков, 1829 единиц универсального оборудования.
В цехе сварки и окраски были внедрены две поточные механизированные линии сварки воздушных баллонов тормозной системы (ресиверов). Были смонтированы также три роботизированные комплексы.
Масштабная работа по созданию и освоению новых производственных мощностей агрегатного и сборочного производств была проведена под руководством главного инженера завода Сергея Сергеевича Малова - кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, он также удостоен звания «Заслуженный машиностроитель».
На протяжении 20 лет С. С. Малов уверенно возглавлял технические службы завода.
Высокие производственные показатели - результат слаженной работы коллектива предприятия. Среди тех, кто в этот период ковал, в буквальном смысле, славу «КрАЗу»,
был кузнец Иван Порфирьевич Билоусько - Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак почета», Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Почетный гражданин Кременчуга. Он отдал автозаводу более 45 лет. Его мастерство кузнеца, высокая ответственность позволяли перевыполнять производственные нормы в 2,5 раза.
Кременчугский автозавод активно участвовал в развитии социальной сферы города.
На средства и силами предприятия были построены школы №№25, 28, 30, одиннадцать детских садов, Автозаводская городская поликлиника, пионерский лагерь, оздоровительный комплекс в Крыму «Солнечный берег».
Ежегодно возводились дома на 300-400 квартир для работников предприятия, строились дороги, водоочистительные сооружения, теплотрассы и многое другое.
Строительство объектов автозавода и города стало возможным благодаря высокому уровню производства и хорошей организации труда. Начальником отдела труда и заработной платы «КрАЗа», затем заместителем генерального директора по экономике был Анатолий Захарович Горнев. Его знания и организаторские способности были оценены, и в дальнейшем он стал начальником главного экономического управления Министерства автомобильной промышленности Украины. А в 1991 году А.З.Горнев был назначен заместителем Министра Минавтопрома СССР.
Картина масштабного производства на «КрАЗе» в 80-е гг. дополнялась успехами в продажах автомобилей на зарубежных рынках стран мира.
С самого момента создания завода в вопросах идеологического воспитания трудового коллектива, его сплочении для выполнения производственного плана значительную роль играли партийная и комсомольская организации завода.
Уже в июле 1947 г. была создана первая парторганизация мостового завода, секретарем которой стал Г.Г. Дядюшенко.
Поначалу в нее входило всего пять коммунистов, но уже к концу 1948 г. она насчитывала 42 коммуниста и 11 кандидатов в члены КПСС при численности работающих на предприятии 500 человек. Одновременно с партийной организацией была создана и комсомольская организация, состоящая из 19 комсомольцев, но уже к концу 1947 года
она удвоилась. Секретарем комсомольской организации был избран двадцатилетний инженер производственного отдела Виктор Шаргаев.
В 1956 г., после реорганизации мостового заводав комбайновый, заводское партийное бюро преобразовали в партийный комитет. К концу следующего года партийная и комсомольская организации значительно окрепли: 11 цеховых парторганизаций и парт группы, входящие в них, насчитывали около 400 коммунистов, а комсомольцев было уже не менее трети коллектива.
В 80-х гг. автозаводской партийный комитет очень сильно разросся и был наделен правами райкома партии. Он состоял из 43 заводских партийных организаций, в которые входили более 2,5 тыс. коммунистов. Комсомольская организация состояла из 32 комсомольско-молодежных коллектива и насчитывала в своих рядах более 3,5 тыс. комсомольцев.
Партийный комитет и комсомольская организация неизменно сопровождали своим вниманием и деятельным участием все процессы, происходящие на предприятии.
Наращивание темпов выпуска продукции, воспитание коллектива в духе коммунистической морали и десятки других вопросов решались с непосредственным участием парткома.
Такое было время, Коммунистическая партия Советского Союза управляла всей страной и ведущая роль партийного комитета на «КрАЗе» никем не ставилась под сомнение. Партком и его сателлиты - народный контроль, комсомольская организация, профсоюзный комитет
- проводили в жизнь линию партии со всеми ее положительными и отрицательными составляющими.
В период наивысшего подъема предприятия- 1980 - 1989 гг. - партийный комитет автозавода возглавлял Владимир Антонович Остапенко - делегат XXVI съезда компартии
Украины 1986 года, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени и почетными грамотами Верховного Совета Украины, многими правительственными наградами.
В состав партийного комитета «КрАЗа» входили лучшие представители трудового коллектива, руководители и передовики производства. И это было закономерно, партийная и комсомольская организации были частью завода и всю свою работу выстраивали в интересах «КрАЗа».
Успехи производственного объединения «АвтоКрАЗ», активное продвижение автомобилей на мировой рынок и, в частности, в страны социалистического содружества были
столь весомы, что «КрАЗ» - единственный из автомобильных заводов СССР - был удостоен зарубежной правительственной награды.
14 декабря 1980 года Указом Президента Социалистической республики Вьетнам
Кременчугский автомобильный завод был награжден вьетнамским орденом Дружбы Народов.
Эта награда была знаком глубокой благодарности Кременчугскому автозаводу за большие заслуги в оказании помощи братскому вьетнамскому народу. Как указано в
наградном документе « ... в его борьбе против американских агрессоров, за спасение страны в деле строительства социализма и защиты Родины».
В начале 80-х годов XX столетия формируется основной типаж автомобилей третьего поколения КрАЗ.
В 1981 году был выдан на подготовку производства самосвал КрАЗ-6505, который получил новый дизельный двигатель с турбонаддувом ЯМЗ-238П мощностью 300 л.с. Его 10-кубовая платформа позволяла перевозить до 15 тонн груза. Автомобиль имел трансмиссию проходного типа и двухскатную ошиновку колес. Передаточное число главной передачи, по сравнению с КрАЗ-260, было уменьшено. Благодаря этому автомобиль, имея колесную формулу 6x4, мог с полной нагрузкой развивать скорость до 90 км/ч.
Самосвальное оборудование было тоже новым. Взамен примененного на КрАЗ-256 поршневого подъемника с рычажным балансиром на автомобиле КрАЗ-6505 устанавливался передний телескопический подъемник.
А вот с телескопическим подъемником новому самосвалу не повезло.
В те годы в автомобильной промышленности СССР не была еще отработана технология изготовления телескопов.
В процессе эксплуатации уплотнительные сальники телескопов не выдерживали давления, до ходившего до 150 атмосфер, часто выходили из строя и вообще имели ограниченный ресурс. Впоследствии телескопический подъемник на КрАЗах был заменен на поршневой.
Параллельно с самосвалом 6x4 был разработан автомобиль-лесовоз КрАЗ-643701, который по своей грузоподъемности почти в два раза КрАЗ-6437 в свое время называли «свистуном» за оригинальный, легко узнаваемый голос. Так «пела» турбина. В дальнейшем ее «заглушили» превышал прежний КрАЗ-255711. В 1983 году этот автомобиль был поставлен на производство и с успехом работал в леспромхозах Министерства лесной промышленности. Автомобиль имел модернизированное лесовозное оборудование, новый форсированный дизельный двигатель ЯМЗ-238Ф мощностью 320 л. с. Как и у КрАЗ-2557 11, у него была система складывания и транспортировки прицепароспуска на тягаче.
КрАЗ-643701 создавался для эксплуатации в холодных условиях Сибири и имел ветровое стекло с электрообогревом, а также двойные боковые и заднее стекла. Дополнительно к штатному отопителю кабина оборудовалась независимым отопителем ОВ-65, который работал в автономном режиме при заглушенном двигателе автомобиля. В дальнейшем система независимого обогрева кабины применялась на всех автомобилях третьего поколения в северном исполнении.
Быстрое развитие экспорта автомобилей КрАЗ в страны Азии и Африки требовало создания тропических модификаций автомобилей третьего поколения. Это было сделано заводом в 1983 году. А на следующий год все автомобили КрАЗ уже имели умеренное экспортное, тропическое и северное исполнения.
В 1980-1990 гг. автомобили КрАЗ экспортировались в 57 стран мира.
Во второй половине 80-х годов типаж кременчугских автомобилей продолжает развиваться. На базе КрАЗ-643701 создают -тонный самосвал КрАЗ-6503 колесной формулы 6x6 с двухскатной ошиновкой задних мостов и его модификация КрАЗ-65301 в северном исполнении, а также полноприводный тягач КрАЗ-6443, который мог работать в составе автопоезда полной массой до 50 тонн.
Автомобиль КрАЗ-6503 имел такое же самосвальное оборудование как и КрАЗ-6505. В течение 80-х годов он выпускался мелкими партиями и поставлялся в Россию.
Проведенные испытания в условиях Западной Сибири показали его значительные преимущества по сравнению с самосвалами 6x4.
Полный привод колес позволял двигаться по руслам замерзших рек. Водители-испытатели даже устраивали «танцы» самосвалов на льду. Но, как и любая новая конструкция, КрАЗ-6503 требовал доработки. В результате появился полноприводный самосвал в северном исполнении КрАЗ-650321. Этот автомобиль, благодаря усовершенствованиям конструкции тормозной системы и рулевого управления, вошел уже в состав 4-го семейства автомобилей КрАЗ. Таким же усовершенствованиям подвергся и полноприводный тягач КрАЗ-6343, который также вошел в 4-е семейство КрАЗов. В 1985 году была создана еще одна интересная машина - новое осное шасси КрАЗ-6305 (8x4), которое предназначалось, в первую очередь, для мощных крановых установок. Проведенные опытно-конструкторские работы показали хорошие результаты. Однако новая кабина, расположенная над двигателем, не могла быть освоена из-за отсутствия финансирования ее производства. Проект автомобиля КрАЗ-6503 (8x4) был отложен, но именно он послужил прототипом создания четырехосных автомобилей КрАЗ 4-го поколения, которые выпускаются в настоящее время.
Во второй половине 80-х годов на заводе создается переходное семейство автомобилей 6x4, в которое входят: самосвал КрАЗ-6510 грузоподъемностью 13,5 т, шасси КрАЗ-65101 и бортовой автомобиль на его базе, грузоподъемностью 15 т, а также седельный тягач КрАЗ-6444 с нагрузкой на седло 14 т. Это семейство создавалось взамен автомобилей второго и третьего семейства КрАЗ-256Б1, КрАЗ-258Б1, КрАЗ-250 и являлось переходным мостиком к автомобилям 4-го семейства.
Освоение новых нефтегазовых месторождений Западной Сибири, значительное увеличение добычи газа, его дешевизна и неограниченные запасы сделали реальным перевод автомобильного транспорта на этот вид топлива.
Кременчугскому автомобильному заводу приказом Минавтопрома СССР было поручено создание модификаций газодизельных самосвалов КрАЗ-25бБ1 и КрАЗ-6510 ных испытаний проект автомобилей с газодизельным циклом был положен на полку.
Следует отметить, что это был не единственный проект, связанный с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. В конце с 1985 года на основании приказа Министра автомобильной промышленности СССР за №839 завод приступил к разработке целого семейства автомобилей КрАЗ. Это семейство включало в себя седельные
тягачи и шасси колесной формулы 6x6 и 6x4 с двускатной ошиновкой задних мостов, а также 6x6 с односкатной ошиновкой.
Они были предназначены для перевозки различных неделимых грузов, в том числе и «вахтовых» домов технического персонала, обслуживающего скважины. Автомобили разрабатывались как в умеренном, так и северном исполнениях.
Под седельный тягач КрАЗ-64432 (6x6) с односкатной ошиновкой были разработаны специальные трехосные полуприцепы КрАЗ-99866 и КрАЗ-99866 01 грузоподъемностью 25 тонн.
Автомобили семейства «ЗСНГК»(Западно-Сибирского нефтегазового комплекса), как они тогда назывались, успешно прошли испытания в Тюменской области и на полуострове Ямал за полярным кругом.
К сожалению, распад СССР не позволил организовать массовое производство данных машин.