Сенсация Нюрбургринга

Такого еще не было никогда: в Германии, на прославленной гоночной трассе Нюрбургринг, в июле 1992 года появился... КрАЗ. И не просто появился, а заявил о себе как спортсмен с большими возможностями и серьезными намерениями.

Гоночная трасса Нюрбургское кольцо (Нюрбургринг) находится в Германии, в районе Шварцвальда и горы Эйфель. Она представляет собой извилистый горный

трек, с большим количеством подъемов, спусков, перемежающихся правых и левых поворотов. Число поворотов на один круг достигает 180. Общая длина крута - 22,6 км.

Характер маршрута предъявляет к автомобилям очень высокие требования, особенно в отношении надежности тормозов.

В начале 90-х гг. прошлого века получил развитие новый вид автомобильных гонок - трак-рейсинг.

Поначалу это были любительские соревнования перевозчиков на обычных «дальнобойных» седельных тягачах без полуприцепов. Но интерес, который вызвали такие соревнования у широкой публики, побудил приобщиться к делу многих серьезных автопроизводителей. Команды этих маститых фирм, укомплектованные пилотами-профи,

быстро вытеснили перевозчиков. Гонки стали профессиональными и были занесены в календарь Международной автомобильной федерации - FIA. Кременчугский автомобильный завод в те годы являлся крупнейшим в Европе по выпуску тяжелых грузовиков. И на предприятии нашлись энтузиасты, которые справедливо посчитали, что и КрАЗу пора «поиграть мускулами» на асфальте Нюрбургринга. Были, конечно, и скептики, и недоброжелатели, но заманчивая, амбициозная идея победила. Заслуга в этом одного из создателей автомобиля КрАЗ-6550, инженера-испытателя экспериментального цеха Владимира Гавриленко.

 КрАЗ

Путь от этой идеи до реальной машины, способной отстоять честь завода, был непростой и трудный. Не выставлять же на гоночное кольцо серийный тихоходный

тягач! Нужна была принципиально иная машина, способная поспорить в скорости с самыми именитыми зарубежными брендами.

И такую машину построили, причем в короткие сроки, за семь месяцев. Грузовик действительно получился оригинальный. Во-первых, он имел среднемоторную компоновку - двигатель располагался не под капотом, который служил главным образом для декора, а в середине базы, под кабиной. Это позволяло убить сразу двух зайцев: добиться оптимального распределения веса по осям и вместе с тем понизить центр тяжести.

Во-вторых, сам двигатель был позаимствован от... танка Т-64. Этот двухтактный турбодизель 5ТДФ был изготовлен в Украине, в Харьковском конструкторском бюро дизелестроения. Агрегат имел по два поршня в каждом из пяти цилиндров, соответственно - два коленчатых вала. В танковом варианте он развивал 500 л. с., но его форсировали, увеличив мощность ровно вдвое - до 1000 л.с.! В трансмиссии тоже применили танковые агрегаты - 5-ступенчатую планетарную механическую КПП

 КрАЗ

и бортовой редуктор. С такой силовой линией машина могла развивать скорость до 180 км/ч, а от нуля до сотни разгонялась за 12 секунд.

В-третьих, машина имела независимую, торсионную подвеску всех колес, отработанную в свое время на опытных грузовиках КрАЗ-253. И, наконец, нужно отметить оригинальный дизайн кабины с интегрированным стеклопластиковым капотом и боковыми межколесными спойлерами из алюминиевого сплава. Окрашенный в ярко-зеленый цвет «трак» выглядел эффектно и внушал надежду.

 КрАЗ

Уже осенью 1991 года машину начали обкатывать на самой главной украинской гоночной трассе - киевском спорткомплексе «Чайка».

Изменения в конструкцию, а их пришлось сделать немало, вносили прямо по ходу дела. В июле следующего года, получив добро от FIA, машина отправились в Нюрбургринг. Появление ее на трассе произвело эффект разорвавшейся бомбы. Западная пресса в один голос отмечала оригинальность конструкции и за ядовито-зеленый цвет кабины прозвала автомобиль «зеленым крокодилом». Но удивление стало еще большим, когда дело дошло до предварительных заездов - КрАЗ явно опережал соперников. Правда, имелось одно, но существенное «но»: танковый двухтактник на больших оборотах нещадно дымил, а это было запрещено правилами соревнований. К первой гонке, машину все-таки допустили. За рулем сидел Александр Медведченко - многократный чемпион Украины по шоссейнокольцевым гонкам. Пилот вспоминает: «Уже на первой тренировке я почувствовал, что смогу бороться с «матерыми волками» трак-рейсинга. Низкий центр тяжести делал машину удобной и очень послушной в управлении - повороты проходил с контролируемым заносом обеих осей. Мешала лишь танковая КПП с очень медленными передачами. Трогаться приходилось сразу с пятой. В то время как остальные ездили на 4-или 7-скоростных «автоматах» и «полуавтоматах» известной немецкой фирмы «ХР». Увы, куда хуже обстояли дела с черным выхлопом: ведь двухтактники коптят по определению. Во время гонки я чаще смотрел назад, чем вперед, визуально контролируя дымность». Выходила парадоксальная ситуация: обходя соперников на поворотах, Медведченко вынужден был на прямой несколько сбрасывать газ, чтобы уменьшить нежелательный черный выхлоп. Но даже в этих условиях КрАЗ выступил неплохо: стартовав десятым, на финише он стал седьмым и был допущен к финальной, воскресной гонке. Но тут случилась беда: полетел подшипник задней ступицы, не выдержав огромных нагрузок. Машина выбыла из игры...

 КрАЗ

Организаторы гонки не хотели оставаться без такого колоритного участника. Они даже раздобыли вертолет и предложили (бесплатно!) слетать за подшипником в Восточную Германию. Ведь там сохранилось немало КрАЗов, состоящих в свое время на вооружении армии ГДР. Но, увы, серийный подшипник для «зеленого крокодила» не годился - там стоял совсем другой, сделанный по спецзаказу...

На следующий этап трак-рейсинга «КрАЗ» снова получил приглашение от организаторов гонки. Но на соревнованиях автомобиль так больше и не появился. Правда, надежды еще оставались, и завод с гордостью демонстрировал гоночный КрАЗ на автомобильной выставке в Киеве летом 1993 года. Это было последнее публичное появление «зеленого крокодила».

КрАЗ

Почему же после первой случайной неудачи (у кого из спортсменов не бывает поломок!) такой многообещающий проект был свернут? Не верится, что причиной стал разрушенный подшипник.

Но как бы там ни было, в историю КрАЗа была вписана яркая страница.

 КрАЗ

Как известно, множество побед в легендарных автомарафонах Париж-Дакар одержала команда Камского автомобильного завода «КАМАЗ - мастер» на специально подготовленном автомобиле КАМАЗ-4911Ех1гете. Но мало кто знает, что своими победами команда «КАМАЗ-мастер» во многом обязана Кременчугскому автомобильному заводу. Дело в том что спортивный автомобиль КАМАЗ(4х4) движется и побеждает благодаря высочайшей надежности и прочности конической пары шестерен в своих

КрАЗ

главных редукторах, которые взяты с ... автомобиля КрАЗ. Эти шестерни изготавливают по специальному заказу на Кременчугском автозаводе и они безотказно работают в экстремальных условиях.

 КрАЗ

Тем не менее, участие в мировых спортивных состязаниях для «КрАЗа» этим не ограничилось.